Зри в корень (Козьма Прутков)
Последнее время в социальных сетях района бушуют страсти по передачи теплового хозяйства, находящегося в вашей (муниципальной) собственности в концессию. Многие возмущенные граждане в своих комментариях. обвиняют в этом губернатора Авдеева А.А., главу районной администрации Кузнецову А.В. А насколько обоснованы эти обвинения в адрес местных руководителей?
Многих пугает, что передача в частные руки теплового хозяйства приведет к катастрофе в этой сфере. Для нас, живущих, где морозы-не просто слова, а реальность, с которой необходимо считаться, чтобы выжить. Последние события, связанные с авариями теплового хозяйства в стране, добавили страстей в обсуждение этой темы.
Давайте вместе разберемся в этом вопросе. У нас правовое государство, и все мы, как и наши местные руководители, должны подчиняться закону и исполнять его. А законы, по которым мы живем, вступают в силу только после подписания их Президентом.
И для этого мы вспомним историю внедрения концессионных соглашений в сфере теплоснабжения в нашей стране.
Закон о концессионных соглашениях N115-ФЗ был подписан Президентом Путиным В.В. в 2005 году. Основными целями настоящего Федерального закона, по мнению власти, являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Другими словами, государство решило модернизировать коммунальную инфраструктуру, привлекая к этому частника на условиях государственно-частного партнерства.
В 2010 году Президент Медведев Д.А. подписал закон N190-ФЗ «О теплоснабжении». Ни тот ни другой законы первоначально не содержали обязательного требования передавать коммунальные предприятия в концессию. 7 мая 2013 года Президент Путин В.В. подписал закон N103-ФЗ, который внес изменения в закон о теплоснабжении N190-ФЗ и вот тут ситуация поменялась. Согласно внесенным изменениям: «В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению...». Так как большая часть объектов теплового хозяйства района была введена в эксплуатацию намного раннее предусмотренного законом срока, то, соответственно, передача прав владения и (или) пользования данными объектами должна осуществляется только по концессионному соглашению.
Конечно, всем читателям должно быть понятно, что такая формулировка закона изначально была направлена на то, чтобы способствовать передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения в основном по концессионному соглашению, ведь подавляющая часть этих объектов в стране построена еще в советское время, что не является «секретом Полишинеля» ни для кого. Так при чем тут наши региональные и местные руководители? Их задача-организовать исполнение закона.
Другое дело, что по закону N115-ФЗ в концессионное соглашение можно было включить концессионную плату, которая могла бы пойти на погашение долгов коммунальных предприятий. Закон также предусматривает процедуру контроля за исполнением концессионного соглашения уполномоченным органом. Однако в концессионных соглашениях по объектам теплового хозяйства и других нормативно-правовых актах органов власти как в Александрове, так и в Карабаново не определен этот орган контроля. А ведь мы, владельцы этого муниципального имущества, хотели знать, как будут реализовываться мероприятия по модернизации объектов, переданных в концессию. Тем более что закон обязывает опубликовать акт проверки концессионного соглашения уполномоченным органом на официальном сайте концедента в сети интернет.
Правовое государство подразумевает правовые решения возникающих проблем. Изменение законов в правовом поле возможно только путем предусмотренных правовых процедур, в том числе выборов.