Фотоальбом Дорожно-строительный отдел, Томский район. Дорожно-строительные работы с 1906 по 1908 год. Строительство Рубино-Тонгульской дороги, (одного из участков Сусловского тракта между сёлами Рубино и Тонгул).
Старожильческое село Суслово подарило своё название не только станции на Транссибе, но и 150-вёрстному ныне заброшенному тракту.
Тянулся этот путь от Транссибирской магистрали строго с юга на север через таёжные дебри до реки Чулым, на берегах которой стоял центр инородческой волости - село Туталы-Чулымские, что в пяти верстах от села Тегульдет. До революции и в первые годы советской власти и Тегульдет, и Туталы-Чулымские входили в состав Мариинского уезда Томской губернии. Но теперь даже старожилам северной части Кузбасса и коренным тегульдетцам мало что известно об этой дороге среди тайги.
Возникновением своим тракт целиком обязан прокладке Великого Сибирского рельсового пути. Переселенческое ведомство Томской губернии, стремясь обжить, обустроить дикую, сказочно богатую Мариинско-Чулымскую тайгу и берега полноводного и судоходного в те годы Чулыма, в 1906 году приступило к сооружению Рубино-Тонгульского участка Сусловского тракта. По сути дела Сусловский тракт стал первой в здешних краях проезжей дорогой, а до того редкое население тех мест, в большинстве своём старообрядцы, ютилось среди глухих урманов по берегам речек, выращивая лён и рожь, занимаясь рыболовством и разведением пчёл.
Тайные тропы среди топких Долгоунских болот служили и зимой, и летом единственным путём сообщения. Но даже они, если отходили на десяток километров в сторону, утыкались в такие непроходимые трясины, преодолеть которые было невозможно.
Впрочем, староверы жили, замкнуто, особой нужды поддерживать связи с внешним миром не испытывали. Редкие татарские и русские деревушки среди заболоченных урманов, живя натуральным хозяйством, тоже взаимного сообщения почти не имели, да и было-то всех жителей на необозримом пространстве между недавно проложенным рельсовым путём и Чулымом, если исключить население старожильческих, возникших ещё во времена императрицы Екатерины Второй, деревень, несколько сот человек таёжных жителей. Плавали при необходимости по речкам на обласках, перетаскивали лёгкие лодки-долблёнки по волокам, так и добирались до нужного места.
Очевидно, что рабочих рук для постройки тракта в этой глуши катастрофически не хватало. Тем более что одновременно со строительством дороги начали возводить новое крупное село - Тегульдетское, названное по переделанному на русский лад имени крохотной, впадающей в Чулым речушки Тебултет. Название "Тебултет" сохранилось на дореволюционных картах. На исчезнувшем пумпольском наречии, входившем в группу кеть-енисейских языков, оно означает "река с солёной водой". "Те" - соль, "ул" - вода, "тет" - река. Кроме того, должно было возникнуть несколько новых небольших поселений вокруг Тегульдета. Целая группа посёлков. Тутало-Тегульдетский подрайон.
Давно обосновавшихся в этих краях жителей к работе на тракте не привлечёшь даже высокими заработками - у них в летне-осеннее, самое подходящее для прокладки дороги время, свои крестьянские хлопоты. И приходилось рассчитывать главным образом на переселенцев, прибывавших из центральных губерний России, из Белоруссии. Привлекали к работам австрийских и немецких военнопленных. Их было много в Мариинском уезде во время Первой мировой войны. Главная же строительная контора тракта располагалась в селе Рубине, где жили начальник строительства и мастера.
При сооружении тракта сначала прорубалась просека шириной 15 саженей (сажень - 2,13 метра), потом на этой просеке устраивалось грунтовое полотно шириной в три сажени, это где-то 6,39 метра. Обходилась верста такой построенной магистральной дороги в одну тысячу рублей. Можно было для начала строить дорогу упрощённого типа, то есть делать просеку на пять саженей, а полотно на сажень уже, и обходилась бы верста стоимостью 600 рублей за версту. Однако в этом случае пришлось бы тратить много денег на ремонт. Потому от времянки решительно отказались.
Отказались, потому что строили тракт всерьёз, капитально. С 1912 по 1919-20-й годы на севере Мариинского уезда в одном только Тутальском переселенческом подрайоне намечали разместить не менее двух тысяч переселенческих семей, а это до тринадцати тысяч новых жителей. Ещё столько же - в последующие восемь лет. Для всех новых обитателей Мариинско-Чулымской тайги тракт должен был стать основной линией связи с центром уезда, с Транссибом.
Уже в июле 1915 года по Сусловскому тракту можно было проехать от самого Мариинска до Туталы-Чулымских, до красующегося свежесрубленными домами нового села Тегульдет.
Поражает то, что тракт как будто вычерчен по линеечке. Его словно готовили в перспективе под автостраду. Может, и готовили. Первые автомобили уже колесили тогда по улицам губернского города. В Томске с 1909 года выдавали водительские права владельцам легковых машин.
От Суслово после Рубино следующим крупным старожильческим селом был Тонгул. Тракт, кажется, не должен был бы его обогнуть, миновать, однако прошёл-таки в двух километрах от Тонгула. А рядом с Тонгулом возникла притрактовая деревенька в десяток дворов - Крутая. От Тонгула и до самого Чулыма дальше простиралась сплошная глухая тайга, где таились среди теснившихся хвойных деревьев одинокие строения, вроде скита Фирса Николаева, или скита Акима Черепанова, и ещё Богу да звездам ведомо, чьи пристанища.
После Тонгула с юга на север по тракту была конторка "60-й километр, возникшая по ходу строительства новой транспортной магистрали. Потом, не доезжая двух-трёх километров до реки Четь, построили крохотную деревушку Сырую, дальше, после паромной коноводной переправы через реку Четь - посёлочек Четь-Конторка, и уж дальше, на самом берегу Чулыма, сверкал свежесрубленными домами Тегульltnf.
Поначалу Сусловский тракт, протянувшись с юга на север от Мариинской стороны до реки Чети, сворачивал на северо-восток, к юртам Апкашевым. А позднее проложили путь от села Покровский Яр до Тегульдета.
Чем занимались жители притрактовых сёл? Работы доставало. Охота, рыбалка, земледелие на гарях, содержание скота, разведение пчёл. Удивительно богатые пасеками были места! В Крутой и Байдуке гнали дёготь, делали бочки, клёпку. В Четь-Конторке заготавливали лес. К тому же хватало дел и на тракте: расчищать его зимой от снега, содержать постоялые дворы...
Почему все-таки тракт, расположенный в местах, где и по сей день любая малая дорога на счету, оказался забытым, заброшенным? Прежде всего, потому, что не воплотились в жизнь многие намеченные планы. Остался нереализованным проект строительства Томск-Енисейской железной дороги. Деятельность переселенческого ведомства была свёрнута, само оно исчезло. Население после гражданской войны долго оставалось на прежнем уровне, прибавилось только в начале тридцатых, когда по Сусловскому тракту на север пошли спецпереселенцы - раскулаченные с Алтая, из Новосибирской области.
Сказалось сильно и перекраивание земель по подчинённости. Располагавшийся целиком на землях Мариинского уезда Сусловский тракт отошёл частично сначала к Ачинском округу, потом принадлежал поочерёдно Сусловскому и Тяжинскому районам. Потом - южной частью до Тонгула оставался на территории Кемеровской области, северной влился в Томскую. Если прежде жители Тутал-Чулымских, Тегульдета, Куяновской Гари, Центрополигона ездили за всем необходимым в Суслово, то при вхождении в Томскую область связи северных этих сёл с южными постепенно начали угасать. Другое подчинение, снабжение из другой области. Между Тяжином и Тегульдетом и после проведения районирования, размежевания долго ещё существовали связи. Из Тяжина, из тамошнего заготзерна, ходили машины-полуторки, тегульдетцы по-прежнему тяготели ещё к Суслово, к Мариинску, там было множество родственных связей, однако общение шло на убыль. Хочешь, нет ли, а ездишь туда, где разрешаются жизненно важные проблемы села, района.
Содержать 150-километровую трассу при малом количестве населения становилось совершенно невыгодно. Трактовые деревеньки одна за одной глохли, исчезали, тракт зарастал лесом. Ни в Томской, ни в Кемеровской областях этим не были обеспокоены, да и не до тракта было. На фронт в 41-м жители Тегульдетского района уезжали ещё по Сусловскому тракту. После войны тракта уже как такового не существовало. Сусловский тракт остался в стороне от перспективных центров развития и постепенно, невостребованный, пришёл в запустение.
Используемые материалы
1. газета Красноярский железнодорожник. Статья Валерия Привалихина «Старый тракт в таёжных дебрях».
2. книга «Сказание о Мариинске». Валерий привалихин. «Сусловский тракт».
3. Фотографии Рубино-Тонгульской дороги, из собраний Новосибирского государственного краеведческого музея (НГКМ). Два Фото-альбома «Дорожно-строительный отдел Переселенческого Управления. Томский район. Дорожно-строительные работы 1906 – 1908 года, и Дорожно-строительные работы 1909 года».
4. Современная фотография Сусловского тракта: WWW.FOTO.RADIKAL.RU 5. Географические карты - из собраний Томского областного краеведческого музея, частных коллекций, и путеводителя «Томская область».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5