предложил тему для публикации ПОЧЕМУ ЗНАКОМЫЕ ЗАПАХИ ВЫЗЫВАЮТ ВОСПОМИНАНИЯ?
Разве не странно, что некоторые запахи — даже вполне обычные — могут вызывать определенные воспоминания? Например, стоит почувствовать запах свежеиспечённого хлеба, и вот вы снова ребенок, идёте из магазина и с наслаждением откусываете по кусочку от самой вкусной части хлеба — корочки. У каждого из нас есть тот самый аромат, который переносит в конкретные моменты в прошлом или вызывает сильные ассоциации. Это явление называется эффект Пруста.
Французский писатель Марсель Пруст написал роман «В поисках утраченного времени». Книга повествует о том, как мы запоминаем наше прошлое. Одна конкретная сцена описывает, как вкус и запах маленького французского бисквитного пирожного мадлен, возвращает к давно забытым картинам из детства.
Очень подробные воспоминания, которые описывает Пруст, заинтересовали психологов и нейробиологов, поэтому в дальнейших исследованиях они стали называть этот феномен по имени писателя.
Наша долговременная память помещает запахи, которые мы ощущаем, в так называемую мысленную диораму. Связанные с этим запахом детали — эмоции, люди, места, растения, животные и т.д. — сохраняются вместе с ним. Для сравнения: запах становится как бы ключом от музыкальной шкатулки — стоит его провернуть (то есть, ощутить запах), как заиграет музыка, фигурки задвигаются (в сознании возникнет конкретное воспоминание).
Заинтригованные эффектом Пруста, ученые решили продолжить его исследование, чтобы понять анатомию мозга и то, как он обрабатывает сенсорные стимулы и сохраняет воспоминания. С каждым исследованием становилось все более очевидным, что запахи играют важную роль в памяти.
Молекулы пахучих веществ, которые мы вдыхаем, попадают на обонятельные рецепторы в нашем носу. Эти рецепторы передают сигналы в часть мозга, называемую обонятельной луковицей, которая расположена во внутричерепной полости. Обонятельная луковица расшифровывает эту информацию и определяет, какой именно запах сейчас чувствует человек.
После этого данные поступают в миндалевидное тело — область мозга, которая запускает эмоциональные переживания: счастье, грусть или веселье. Оттуда сигнал поступает в гиппокамп — структуру, которая по форме напоминает морского конька. Она играет важную роль в обучении и формировании воспоминаний.
Например, запах клубники может у кого-то вызвать воспоминания о том, как в детстве мама готовила клубничные молочные коктейли на завтрак.
Но и это ещё не всё! Воздействие на людей с помощью знакомых запахов может быть использовано в качестве терапевтического подхода. Нужно только определить, какие ароматы вызывают положительные эмоции. Хорошие воспоминания могут повышать самооценку, улучшать настрой и вызывать чувство социальной связи.
Как объяснить такие удивительные особенности человеческого организма? Как образовалась сложнейшая система понимания и оценки запахов, которая действует в нас? Почему она имеет такой огромный диапазон восприятия, хотя это не жизненно необходимо? Также с точки зрения эволюции нет никакой необходимости в том, чтобы в нашем уникальном мозге функционировал эффект Пруста. Развились ли эти способности путём слепых неуправляемых случайностей?
Судите сами:
Стандартная ручная мясорубка имеет 8 деталей.
Даже если трясти их в тазу миллион лет, то мясорубка случайным образом не соберётся. Потому что в ней присутствуют резьбовые и замковые соединения, сборка которых требует точных движений. Но в этом случае мы уже нарушили принцип эволюции, так как взяли готовые детали готовой мясорубки. Разве система восприятия запахов человека, содержащая к тому же эффект Пруста, не является системой, сложность которой намного превосходит мясорубку? Случайно ли развилась эта уникальная система, либо своим появлением она свидетельствует о замысле?
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1