Поздравляем с Колядой!
«Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далёких предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла»
Праздник в честь Коляды приходится на день зимнего солнцеворота 21-22 декабря и справляется две недели, а то и больше. Имя Коляды и по сей день звучит в Колядках, маленьких песенках, славлениях, прославляющих Коляду, приносящего всем благо. При этом колядующие одевались так, чтобы их не узнали. Юноши и девушки «наряжались в хари (маски)» коней, коз, коров, медведей и других животных и ряженые ходили по дворам. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки, шутливо
предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай — назывались Колядой.
С короткими песенками, которые проигрывались как сценки и пелись отдельно, а иногда были связаны действующими лицами, персонажами, дети проходили по дворам, навещая особо влюблённых и сосватанных. И когда набиралось достаточно лакомств, обойдены все дома, колядующие делили дары меж собою.
Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю,
Счастья, радости желаю.
Сею, сею, повеваю, ячмень, жито посыпаю,
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.
Кто нам даст пирога, тому полный хлев скота,
Овец с овсом, жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога, тому куричья нога,
Пест да лопата, корова горбата.
Знаком Коляды было колесо с восемью раскрашенными в яркие цвета спицами – знак солнца, а в центре помещался огонёк – пук соломы или факел. Призывая Коляду, как можно скорее прислать на землю тепло, снег посыпали цветными лоскутьями, втыкали в сугробы сухие цветы, заботливо сберегаемые с лета. В печах в этот день гасили на некоторое время все очаги и разводили в них новый огонь, называвшийся Колядин огонь.
Празднование Коляды происходило в декабре-январе, именно в это время наблюдались самые сильные морозы. По древним поверьям – совпадающие с разгулом нечистых сил. Славление Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру наших далёких предков в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его день жгли костры (Кроды), пели и плясали вокруг них.
С приходом на Русь христианства древний, оптимистичный и жизнеутверждающий праздник Коляды был приурочен к празднованию Рождества Христова, и ритуальный обычай превратился в весёлую игру на Святки. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года (А. Стрижев, «Народный календарь»).
Коляда для славян (приблизительно в той же степени, как и Самайн для кельтов) - величайший праздник темной половины года, знаменующий рождение Солнца и Богов. Эта точка - нижняя переломная точка года, тот самый «темный час перед рассветом». Глубоко сакральным для славян является прохождение Корочуна - самой длинной ночи, апофеоза и торжества порождений хаоса. Две недели следующих за ней празднеств - постепеююе восстановление солнечного творящего начала, в котором соединяются дух людей и таинственная мощь обитателей Мира Мертвых.
Дух праздника, сердцевина его смысла - обновление. Ни один другой праздник настолько не проникнут духом отмирания устаревшего начала и зарождением нечто совершенно нового. Этот смысл праздника зимнего солнцеворота сохранили не только народы Северной Традиции, но и многие другие, живущие с ними бок о бок и так же следящие за переменами в солнечном круге.
Само астрономическое значение этой точки раскрывает ее двойственную природу. С одной стороны, в самую длинную ночь года,
к тому же в разгар суровой северной зимы, достигает полной мощи
темная сторона бытия, сила Сна и Смерти. С другой стороны, в отличие
от летнего солнцестояния - темного праздника «Смерти в Жизни
», когда посредине жаркого лета наступает поворот года в смерть
и холод, Коляда - исключительно светлый праздник, освещенный
радостью прибывающего дня, праздник «Жизни в Смерти».
Смысл колядских обрядов-наведение моста для весны, облегчение
пути новорожденному Солнцу (Богу), это праздник единения
людей вокруг домашнего очara, ночь, в которую не должен погаснуть
священный огонь, чтобы наутро могло взойти новое солнце. И вместе
с тем Коляда - второй праздник ря:женых: окрутничество в
лохматых лесных и иных духов символизирует полную безнаказанность
всяческой нечисти в ночь Корочуна, единственной защитой от
которой является мудрость Вещего и яркое пламя домашнего очага
или иного костра, запаленного от священного огня солнца.
Коляда, то есть зимнее Солнцестояние и следующие за ним две
недели - самый мистериальный период года, практически повсеместно
отмечаемый ряжением, представлением игровых и кукольных
драм, мистериальными обрядами в доме и во дворе. Именно на
Коляду, да еще, пожалуй, на весеннее Равноденствие, сохранился
даже в поздних традициях обычай мистериальной игры. Мистерия
и обряд этой точки настолько сильно переплелись между собою,
что если рассматривать обряд отдельно от мистерии, то останется
совсем немногое.
Материал из книги: "Языческий календарь". Авторы: М. Грашина, М. Васильев


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1