Форма учета показателей самонаблюдений может быть различной и удобной для каждого конкретного занимающегося. Самым благоприятным вариантом, как показал многолетний опыт, является форма дневника самонаблюдений, в котором будет отражен оптимальный набор методов врачебно-педагогических наблюдений и режим их применения, которые, по нашему мнению, будут являться наиболее информативными в рамках учебной дисциплины «Физическая культура и спорт», а также в процессе самостоятельных занятий.
Главное место в системе самонаблюдений (а они, как мы знаем, бывают оперативными, текущими и этапными) занимают визуальные наблюдения или наблюдения за внешними признаками утомления занимающихся. Это позволяет оценить состояние организма в целом, напряжение, с которым выполняются физические упражнения, степень утомления.
Важным и одновременно простым методом влияния физических нагрузок на организм является определение массы тела и ее изменений. Частота измерения массы тела, контроль ее изменений необходимо производить в зависимости от режима учебных занятий или самостоятельно.
Наиболее доступным и информативным методом оценки реакции на физическую нагрузку неоспоримо является определение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Ее, как правило, определяют перед занятием, после разминки, после выполнения отдельных упражнений в основной части занятия, после отдыха или периодов снижения интенсивности нагрузки. Исследование изменений ЧСС позволяет оценить рациональность построения занятий и интенсивность нагрузок. Нормирование физических нагрузок по ЧСС имеет огромное значение в массовой физической культуре и при самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.
Важным показателем функционального состояния организма также является быстрота восстановления пульса. Иногда при высокой численности учебных групп задача определения ЧСС у занимающихся (на каждом уроке) становится трудновыполнимой, может замедлять темп двигательной деятельности на занятии; поэтому в таких условиях целесообразным будет проведение пульсовой пробы (включающей в себя измерение пульса в покое сразу после нагрузки и после минуты восстановления) в начале учебного года, семестра, месяца и т. д. (в зависимости от режима учебных занятий). Через некоторое время пульсовую пробу необходимо повторять или заменять ее пульсометрией (измерением показателей пульса занимающегося в процессе всего занятия).
При замедленном восстановлении пульса или других отклонениях рекомендуется снятие электрокардиограммы (ЭКГ).
Измерение артериального давления также позволяет выявить изменения, которые хорошо отражают приспособляемость организма к физическим нагрузкам. Как одну из наиболее информативных в этой области можно выделить пробу Летунова (трёхмоментную), но применение ее необходимо соотносить с количеством учебной нагрузки, режимом учебных занятий.
Показатели функции внешнего дыхания тоже имеют важное значение. Будущие медики знают, что функциональные резервы дыхания очень велики и почти никогда не используются полностью. Тем не менее наблюдение за некоторыми из этих показателей в процессе занятий физическими упражнениями позволяет оценить степень воздействия нагрузки и длительности восстановления после нее. Определение частоты дыхания – наиболее простой и распространенный метод исследования. Оно может проводиться визуально, что очень удобно для применения этого метода во время занятий физической культурой, а также в процессе самостоятельного наблюдения.
Исследование состояния нервной и мышечной систем занимает в контроле значительное место, так как физические нагрузки предъявляют к этим системам высокие требования. В связи с этим при наблюдениях необходимо производить максимально широкое исследование, позволяющее оценивать воздействие нагрузок на эти системы: определение тремора, точности воспроизведения движений по амплитуде при выключенном зрении, координационные пробы Ромберга и пр.
Все мы понимаем, как важно вести наблюдения за своим физическим и функциональным состоянием. Поэтому рекомендует использовать «Дневники самонаблюдений», в которые предлагается также записывать: показатели роста, массы тела, температуры (до начала занятия); описание самочувствия; данные артериального давления, частоты сердечных сокращений и частоты дыхания в условиях основного обмена и после некоторых видов нагрузки; данные пульсометрии на занятиях (1-3 раза в семестр); результаты проб Ромберга, Летунова (1-2 раза в семестр); результаты ЭКГ (в начале и, при необходимости, в конце учебного года).
Ведение такого дневника важно для контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания, а также играет значительную роль в учете индивидуальных особенностей студентов вуза. Ведение дневника самонаблюдений является, с нашей точки зрения, необходимым условием контроля и самоконтроля в процессе физического воспитания при подготовке к будущей профессиональной деятельности, в приобретении студентами дополнительных знаний по самодиагностике, самоанализу состояния своего организма. Это является основой правильной организации физического самовоспитания.
После такой серьезной проделанной работы по наблюдениям за собой, уже будет интересно посчитать и важные количественные показатели, которые позволят убедиться в собственных достижениях:
Уровень физического состояния рассчитывается по формуле:
Нет комментариев