Зыков Н.Ф. Семья. Керамика
«Мастер озорной и печальный» - под таким заголовком в начале девяностых вышла в одной из областных газет статья, посвященная уникальному уральскому скульптору-самоучке Николаю Федоровичу Зыкову (1953-2014). Тогда имя нашего земляка было хорошо знакомо многим и не только в Свердловской области. Мастер декоративно-прикладного творчества, Николай Федорович более десятка лет был участником районных выставок народного творчества, участвовал в фестивалях республиканского и союзного уровня. С его работами не просто знакомились, их приобретали в музейные фонды. В 1986 году Суздальский музей самодеятельного творчества народов России закупил пять скульптур Зыкова в свою коллекцию. В начале девяностых четыре произведения мастера приобрел музей игрушки при Академии педагогических наук в подмосковном Загорске. Малая пластика Зыкова, а именно так принято называть в ученых кругах скульптуру малых форм, характерную для творчества Николая Федоровича, находится в российских и иностранных частных и государственных коллекциях, включая Российский фонд культуры, Государственный российский дом народного творчества им. В.Д.Поленова (Москва), Музей человека в Париже, Музей изобразительных искусств (Екатеринбург), Музейный центр народного творчества «Гамаюн» (Екатеринбург).
Зыков Н.Ф. Домовой на чуде-юде. Дерево
К сожалению, сейчас имя мастера оказалось несправедливо забытым, его знают и помнят лишь немногие специалисты и коллекционеры, занимающиеся наивным и самодеятельным искусством. Мы стремимся вернуть мастеру, который, к слову сказать, был одним из членов Ассоциации мастеров народного творчества и художественных ремесел, былую известность и познакомить наших посетителей с теми произведениями, которые находятся в фондах нашего музея.
Николай Федорович Зыков родился 22 января 1953 года. Уроженец города Лукьянова, что находится в Нижегородской области, большую часть жизни он прожил на Урале, точнее в поселке Белоярский, куда в возрасте пяти лет он переехал вместе с семьей. Здесь окончил среднюю школы и, отслужив в армии, поступил в Уральский государственный университет им. А.М.Горького, по окончании которого получил специальность историка и начал преподавать в вечерней школе в Белоярке.
Зыков Н.Ф. Олень-солнце. Керамика
Лепить из глины Николай Федорович любил с детства: недалеко от дома находился карьер, и мальчишки часто бегали туда за глиной, чтобы заготовить ее для будущих поделок. Увлечение резьбой по дереву пришло позже: младший брат Николая Федоровича поступил в Профессиональное училище художественных ремесел Свердловской области в поселке Бобровский и начал профессионально заниматься резьбой по дереву. За ним интерес к резьбе по дереву появился и у Николая Федоровича, который увидел в новом материале иные возможности для творчества. В зрелом возрасте Зыков стал подлинным мастером народной игрушки, глиняной и деревянной. Мастер нашел свою нишу между профессиональной скульптурой и народным, «игрушечным» жанром. Николай Федорович тонко чувствовал особенности материала и умело воплощал творческие задумки. Игрушки из дерева, как правило, мастер тонировал или ярко расписывал нитрокраской. Среди его произведений наиболее часто встречаются мифологические и фольклорные образы: чуды-юды, сказочные птицы и рыбы, Род и Рожаница…
Как это случается с многими самодеятельными и наивными мастерами, целостность и нерушимость собственного внутреннего мира Зыков воссоздавал через свою мифологию, которую населяли лешие и домовые, банники и черти, шаманы и идолы… Персонажи скульптора – разные: Николай Федорович оставил после себя огромное творческое наследие, которое нам еще только предстоит изучить. Посмотрите на его леших и домовых. У них добрая улыбка и озорной взгляд, а некоторые имеют явное внешнее сходство с самим скульптором. Кажется, что герои мастера живут, как люди: заводят семьи, воспитывают детей, любуются вселенной.
Зыков Н.Ф. Семья леших. Дерево
А вот «Аттила» (1998), чья внутренняя мощь, сила и жестокость переданы в виде меча, вырезанного в теле вождя. Он пронзает всю фигуру, становясь ее неотъемлемой частью или показывая сущность самого персонажа. Руки Аттилы раскинуты в стороны, напоминая позу распятого на кресте, взгляд глаз-точек устремлен в пустоту. «Аттила» - завоеватель, готовый поглотить все вокруг. Обратите внимание на характер окраски и фигуры: руки и стопы покрыты белыми полосами, украшенными точками, что задает определенный ритм, фокусирует внимание на теле, которое скульптор намеренно оставляет черным. Мастер не покрывает его узором, что делает контуры меча еще более контрастным. И тогда меч несет не только характерные признаки Аттилы (жестокость, воинственность, бесстрашие), но и рассказывает о внутренней пустоте завоевателя.
Зыков Н.Ф. Аттила. Дерево
На своем пути вглубь мифа наивный художник неизбежно приходит к архетипу начала и конца, т.е. в данном случае речь идет о понятии времени и крайних его точках. Среди произведений Н.Ф.Зыкова также есть те, которые трактуют категорию времени. Отдельного внимания заслуживает скульптура «Двуликий Янус» (1989). Небольшая по размеру фигурка с лицами, обращенными в разные стороны, выполнена из дерева и тонирована. Двойственная сущность Януса проявляется не только в его двуликости, но и в сочетании антропоморфных (лицо и туловище, подобные человеческим) и зооморфных черт (туловище человека переходит в лошадиный круп как у кентавра и имеет четыре короткие ноги). Зияющее в теле отверстие, словно точка начала и конца, свидетельствует о вечности и бескрайности. Древняя природа существа читается в скупой обработке поверхности материала, упрощенной грубоватой форме. Следует отметить, что мастер оставляет черты обоих лиц практически идентичными, не прибегая к формуле «молодость-старость». Однако, следуя античной иконографии, оставляет лица, смотрящими в противоположные стороны. Безликость (черты лица едва намечены), отсутствие рук и минимальная обработка поверхности материала напоминают о деревянных столбах-ксоанах, воплощающих божество и являющихся предшественниками культовых статуй в Древней Греции. В этом контексте двуликий Янус, лишенных каких-либо индивидуальных черт, несет универсальные категории времени – длительность, неповторяемость, необратимость.
Зыков Н.Ф. Двуликий Янус. Дерево
В ином ключе выполнена композиция «Род и Рожаница» (1996): мастер оставляет фигуры традиционно обобщенными. Цельность образов достигается нерасчлененностью объема. Лапидарная, монолитная форма несет в себе особую выразительность художественного обобщения. Поверхность дерева зашкурена и однородно тонирована, что придает фигурам полновесность, даже телесность. Древние славянские боги кажутся вышедшими из темноты веков.
В трактовке Н.Ф.Зыкова Род выглядит наполненным жизненной силой мудрым хозяином Вселенной. Его спутницей становится Рожаница. Примечательно, что некоторые исследователи (пр. Б.А.Рыбников), анализируя представления древних славян о богах и богинях, ссылаются на то, что в большинстве сочинений, дошедших до наших дней, рожаницы упоминаются во множественном числе и в виде исключения – в единственном. Николай Федорович изображает только одну, словно умножая ее силы, призванные возрождать природу, покровительствовать браку и роду.
Зыков Н.Ф. Род и Рожаница. Дерево
Каждое произведение Николая Федоровича готово рассказать внимательному зрителю необыкновенную историю своего создания. Типология образов (домовые, лешие, водяные, обереги, идолы) подтверждает значительное влияние «низовой» культуры на личность и творчество мастера. Вместе с тем стилистические особенности некоторых работ доказывают его «ученость», которая проявлялась в стремлении воплотить в собственных работах полученное ранее знание или виденные ранее образы. Впрочем, воздействие «верхней» культуры шло, как мы предполагаем, также бессознательно: скульптор не стремился слепо копировать понравившиеся ему образцы профессионального искусства, но, скорее, обращался к ним как к первооснове для создания собственной мифологии. Очевидно, что мифический образ как таковой, не является простым символом с более или менее известным значением, так как сама природа такого образа, будь то изображение или тема рассказа, предполагает известную смысловую неустойчивость. Поэтому процесс создания и восприятия мифических образов проходит в пространстве между знанием и не-знанием. В то же время широкая вариативность некоторых образов, сохранившихся в устной народной традиции, приводит и к определенным затруднениям их интерпретации авторами. Тем не менее, Николай Федорович обращается к героям быличек и сказок достаточно часто, в отдельных случаях наделяя их собственными чертами, располагая в хорошо известных ему обстоятельствах, создавая свой собственный миф.
Зыков Н.Ф. Домовой-кот. Дерево
Анализ произведений мастера свидетельствует о неравномерном, скачкообразном характере его творческой деятельности, что, мы полагаем, свойственно непрофессиональному искусству. Первые работы Зыкова говорят о его стремлении к «ученому» искусству. В это время (середина 1980-х – начало 1990-х годов) Николай Федорович копирует известные академические работы и пытается соответствовать требованиям профессионального искусства, но не дотягивает до требуемого художественного уровня, что говорит о самодеятельном характере его творчества. В это время авторских, «зыковских» образов, по которым его позже будут узнавать в научной и музейной среде, еще нет. Позже поиски собственного авторского стиля будут проходить через фольклор и мифологию – две темы, которые интересовали Николая Федоровича постоянно. Именно благодаря этим двум константам мастеру удалось найти собственный авторский язык и стать по-настоящему общечеловеческим скульптором.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев