Речь пойдёт о стихотворении «29 января 1837». #Мурановолитературное
⠀
- ⏳ -
⠀
⠀
Это печальная дата в истории нашего Отечества (по старому стилю), связанная со смертью величайшего русского поэта, после ранения на дуэли с Жоржем Дантесом. Все мы помним со школьных времён «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова – самое известное стихотворение, посвящённое этому трагическому событию. Произведение Тютчева, хотя и адресовано тому же событию, но совершенно не похоже на стихотворение Лермонтова, являя собой оригинальное осмысление трагедии, которая постигла современников Пушкина.
Вначале обратимся к связям Пушкина и Тютчева. Они были современниками, разница между которыми была всего четыре года (Пушкин родился в 1799 году, Тютчев – в 1803). Не исключено, что они видели друг друга в отроческие годы, так как оба бывали на «детских балах» у Трубецких, и весьма вероятно, что одиннадцатилетний Пушкин и семилетний Тютчев хотя бы обменялись взглядами в зале «дворца-комода», и поныне стоящего у Покровских ворот.
Но затем судьба всё время разводила их. Когда Тютчев в 1822 году перед отбытием в Германию приехал в Петербург, Пушкин находился в южной ссылке, а во время тютчевского отпуска 1825 года безвыездно жил в Михайловском. В тот единственный отрезок времени, когда поэты могли встретиться — с 19 июля по 10 августа 1830 года (в течение этих двадцати дней оба находились в Петербурге), — Пушкин был поглощён своей предстоящей свадьбой с Натальей Гончаровой.
Наконец, в 1837 году Тютчев приехал в Петербург, когда уже прошло три с лишним месяца со дня гибели Пушкина. Именно в это время рождается данное стихотворение.
Не подлежит сомнению, что Тютчев очень рано и очень восторженно воспринял пушкинскую поэзию. Об этом свидетельствуют уж переписанные в 1820 году юным Тютчевым строфы из «Вольности», распространявшейся «нелегально» в списках, и тютчевское стихотворение «К оде Пушкина на Вольность», сочинённые, видимо, тогда же. В то же самое время Погодин заносит в свой дневник: «Говорил с Тютчевым о молодом Пушкине, об оде его Вольность, о свободном, благородном духе мыслей, появляющемся у нас».
Стихотворение «29 января 1837 года» — итоговая оценка деятельности и личности поэта. В нём психологически точной является характеристика, данная Тютчевым гражданскому чувству, которое испытывало русское общество, потеряв Пушкина.
Начинается стихотворение так:
Из чьей руки свинец смертельный
Поэту сердце растерзал?
Кто сей божественный фиал
Разрушил, как сосуд скудельный?
Будь прав или виновен он
Пред нашей правдою земною,
Навек он высшею рукою
В "цареубийцы" заклеймен.
Начало стихотворения наполнено риторическими вопросами, которые показывают, что автор не берётся обвинять Дантеса в смерти великого поэта, он отдает его на суд Божий. Такие метафоры, как «божественный фиал», «сосуд скудельный», подчёркивают хрупкость и тонкость души А.С. Пушкина. Интересно, что убийца у Тютчева приравнивается к «цареубийце». Возможно, этот мотив восходит к самому Пушкину — «Ты царь, живи один», а также к Карамзину — «Ты царь на велелепном троне».
Заметно, что начало стихотворения созвучно первым строчкам лермонтовского «На смерть поэта» («С свинцом в груди...»). Но в отличие от Лермонтова, Тютчев считал, что неважно, прав или не прав Дантес: убийство поэта приравнивается к цареубийству, а сам поэт к царю.
Возникает ветхозаветная аллюзия – клеймо «цареубийцы», как Каинова печать. Эта категория высшего суда напоминает лермонтовскую, однако служит не для обличения светских «наперсников разврата», а для наказания убийцы.
Начиная с центральной части меняется адресат стихотворения — с третьего лица на второе, с виновника преступления на образ погибшего поэта:
Но ты, в безвременную тьму
Вдруг поглощенная со света,
Мир, мир тебе, о тень поэта,
Мир светлый праху твоему!..
Назло людскому суесловью
Велик и свят был жребий твой!..
Ты был богов орган живой,
Но с кровью в жилах… знойной кровью.
Трагическая фигура погибшего поэта наделяется комплексом возвышенных атрибутов, приближающих его к облику царственной особы. Образ погибшего поэта наполнен светом, наделён святой и высокой ролью посредника между идеальным и реальным мирами. Назначение Пушкина Тютчев видит в служении искусству: «Велик и свят был жребий твой». Творчество, заработанное своим трудом, останется незыблемым: «Мир, мир тебе, о тень поэта».
Финальные строки представляют оригинальную версию причин пушкинской дуэли. Интересен выбор эпитетов, характеризующих «кровь» погибшего: «благородная» и «знойная». Обладатель взрывного темперамента, поэт руководствуется сознательным выбором. Подобно рыцарю, он исходит из понятия «жажды чести», защищая свою репутацию.
И сею кровью благородной
Ты жажду чести утолил -
И осененный опочил
Хоругвью горести народной.
Вражду твою пусть тот рассудит,
Кто слышит пролитую кровь…
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!..
Архаизированная лексика и конструкции, изобилие церковнославянизмов — торжественный стиль тютчевского творения соответствует возвышенному содержанию. Стихотворение изобилует реминисценциями из пушкинских и лермонтовских источников. Мотивы лживого слова и высокого творческого предназначения, образы тени поэта и карающей руки — примеры перекличек многочисленны. Внутренняя энергия стихотворения Лермонтова обусловлена постепенным усилением противопоставления Поэта и «жадной толпы», стоящей у трона, а последние строчки произведения есть не что иное, как дерзкий вызов самодержавию. Что касается Тютчева, то мы видим, что герой его стихотворения, скорбя об утрате, переводит трагическую тему в план философского обобщения: «Тебя ж, как первую любовь, /России сердце не забудет» – таковы последние строки стихотворения. Таким образом, Тютчев уверен, что, несмотря на смерть Пушкина, его стихи будут жить вечно, они останутся в сердцах людей навсегда.
⠀
⠀
🖇 При подготовке текста использованы фрагменты книги В.В. Кожинова «Тютчев».
✒ Материал подготовил Александр Сахно.
⠀
⠀
🎫 Пушкинская карта – бесплатный ежедневный доступ в мир искусства!
📲 программа мероприятий ВЫХОДНЫЕ В МУРАНОВЕ: быть в курсе
#мураново #усадьбамураново #городскойокругпушкинский #нашеподмосковье #подмосковье #пушкинскаякартамо #усадьбыподмосковья #музеиподмосковья #культураподмосковья

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев