В эпоху раннего Средневековья основным типом одежды, за исключением плащей и штанов, была накладная. В соответствии с требованиями церкви, фигура человека, особенно женщины, должна была быть плотно скрыта костюмом. Используемые ткани — лен, шерсть, выкрашенные натуральными красителями в синий, зеленый, красный, коричневый, пурпурный и другие цвета, каждый из которых имел еще и символическое значение: белый — чистоты и веры, черный — траура, печали и верности, голубой — нежности и т. д. Поскольку техника тканого орнамента была утеряна, композиция костюма складывалась из сочетания контрастных цветов, вышивки, оторочки мехом и кантами.
Женский костюм состоял из котт, камизы, сюрко и плаща. Дополняли костюм пряжки, фибулы, браслеты, цепочки, перстни с изображением скрещенных лент, стилизованных растений и животных. В эпоху позднего Средневековья мода стала более раскованной и утонченной, спектр используемых тканей расширился за счет привозных шелков и аксамитов, начало развиваться искусство кроя, вследствие чего впервые появилась втачные рукава, вытачки и застежки на пуговицы. Были изданы первые законы против роскоши, ограничивавшие сословные привилегии.
Так, бюргеры не могли одеваться в шелковую одежду и одежду с длинными шлейфами, а одежду из золотой парчи и бархата имели право носить только члены королевской семьи. В мужских костюмах котт сменился жаком и пурпуэном, появились кафтаны котарди и блио. Все эти части верхней одежды имитировали форму металлических доспехов, так как иногда пододевались под них. Нужной формы добивались применением прокладок и изобретенных в XIII веке вытачек. Полуда-ментум и пенула сменились нарамником, сюрко и табаром; обувь пулены приобрела длинные загнутые концы, которые нужно было поддерживать специальными петлями и цепочками.
Женский костюм дополнился нарамником, головными уборами (барбетт, омюз, горж), поверх которых часто одевали металлический обручик с круглыми щитками-темплетами над ушами. Значительно увеличились глубина и ширина декольте и длина шлейфа. Иногда спереди пришивали присборенное полотно ткани, что вызывало необходимость постановки тела с немного откинутой при ходьбе спиной, позднее названной «готической кривой», и придавало походке определенную величавость. Характерной только для Средневековья была одежда ми-парти. Наиболее ярко черты поздней готики проявились в бургундской моде.
Нет комментариев