«Горячий снег» — советский односерийный художественный фильм о Великой Отечественной войне, снятый в 1972 году по одноимённому роману Юрия Бондарева режиссёром Гавриилом Егиазаровым
«Солдатам Великой Отечественной войны посвящается».
Фильм рассказывает об одном из эпизодов сражения на подступах к Сталинграду, а именно Котельниковской оборонительной операции, в котором в полной мере проявились стойкость и сила духа советских солдат…
Под Сталинградом окружена 330-тысячная группировка немецких войск фельдмаршала Паулюса. Для разрыва кольца Гитлер отправляет в бой отборные танковые части, так называемый «танковый кулак» под командованием фельдмаршала Манштейна. Нашим войскам отдан приказ: любой ценой остановить наступление.
Фильм по одноименному роману Юрия Бондарева.
Количество зрителей в СССР - 24 миллиона.
Режиссер фильма Гавриил Егиазаров.
Композитор Альфред Шнитке.
Актеры: Георгий Жжёнов, Анатолий Кузнецов, Вадим Спиридонов, Борис Токарев, Николай Ерёменко (мл.), Тамара Седельникова, Юрий Назаров, Араик (Ара) Бабаджанян, Алексей Панькин, Валентин Грачёв, Константин Тыртов, Михаил Стрелков, Александр Кавалеров, Альберт Дорожко, Болот Бейшеналиев, Игорь Ледогоров, Харий Швейц, Александр Зимин, Борис Сморчков, Анатолий Игнатков, Владлен Бирюков, Александр Аржиловский, Геннадий Корольков, Владимир Иванов (V).
Фильм рассказывает об одном из эпизодов героического сражения против фашистов на подступах к Сталинграду, а именно Котельниковской оборонительной операции, в которой в полной мере проявились стойкость и сила духа советских солдат.
Картина начинается солнечным морозным днем, без выстрелов и взрывов, с гитарных переборов. Идет представление героев по кругу, внутри которого пляшет молодой солдат. И вдруг над станцией с ревом проносятся "мессеры", поливая огнем; люди бросаются врассыпную, молоденький лейтенант, только что обтиравшийся снегом, едва успев накинуть гимнастерку, с руки стреляет из "дегтярева" по самолетам.
Съемки проходили в трудных условиях, при сорокоградусном морозе, это повысило меру достоверности. Легко написать в сценарии, что ездовые "крича, страшно раскрывали рты в ледяной бахроме на подшлемниках". Но так и снято. Общие зимние планы растянувшейся по дороге дивизии перебиваются крупноплановыми сценами, где солдатская страда показана в реальном обличии: не выдерживает лошадь, ломая ноги на спуске, и люди заменяют ее жалеют павшую, и выстрел в нее, чтобы прекратить мучения.
Режиссер щедро выделяет пленку, чтобы показать, как готовят на передовой "дворик" для орудия - со звоном вгрызаясь в мерзлую землю, проверяя сектор обстрела и вновь стуча кирками. Опыт фронтовика чувствуется в той обстоятельности, с какой создается на экране позиция. Труд есть начало боя, и вот он бой...
Начинается со слова "танки". Его произносят по-разному - на крике и шепча про себя.
Бой расширяется по фронту и вновь сжимается до поединка человека с танком, уходит в глубину, перебрасывается на НП дивизии, возвращается на передовую. Мы видим поле сражения до горизонта, а затем экран закрывает, разматывая гусеничные траки, вздыбившаяся в огоньках и копоти туша.
Как не оглушает грохот взрывов, мы слышим слова умирающего Касымова: "Жить надо!... Стрелять надо!..." В краткости слов содержится смысл жестоких кадров, где жизнь есть бой, а бой есть жизнь, и где высшие категории долга, патриотизма, чести защитника Родины уложены в эти хриплые, похожие на стон слова.
В сложной тактической и образной структуре боя до кульминации возвысился кадр, где Кузнецов, повернувшись спиной к быстро идущему танку, кричит: "Снаряд!", а та, к которой обращен его крик, сандружинница Таня, держит на весу раненого или убитого, не зная, бросить ли тело и схватить снаряд или оттащить бойца в укрытие.
Г. Жженов в образе генерала Бессонова, активно мобилизует свой опыт и мастерство, чтобы выполнить нерядовой рисунок образа. Воля и мужество нужны командарму не только для успешного проведения операции; он должен найти в себе силы, чтобы, зная о страшном ударе вражеских танков и гибнущих орудийных расчетах, выжидать, ловя момент перелома в ходе сражения, когда сохраненный резерв решит исход операции в пользу советских войск.
На экране, когда видишь уцелевших семерых бойцов, комок застревает в горле... Они стоят рядом посреди опаленного огнем поля, похожие друг на друга и все вместе похожие на эту землю, с новенькими чрко-красными коробочками орденов в руках. Цветное изображение вдруг перескакивает в черно-белую фотографию, на которой они же, но отдаленные временем, они же, но - из прошлого.
Потом следует серия известных военных фото, вплоть до рейхстага. Мысль ясна. Думается, однако, что герои "Горячего снега" дошли до Берлина уже на этом своем рубеже - на реке под названием Мышкова. https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1476/annot/ https://dzen.ru/media/id/5fdb5ab503a5a139c06bd7cc/kinoprokat-sssr-1972-goda-film-goriachii-sneg-proizvodstvo-mosfilm-603d1191d005993399f3644c

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3