- Назар Хангельдыевич, Вы руководите национальной командой России на международной математической олимпиаде уже 22 года. Как менялась IMO? Можно ли говорить, что задания с каждым годом становятся сложнее?
Н.А.: Задания ММО (Международной математической олимпиады) действительно стали заметно сложнее в последние годы. Произошло это прежде всего за счет того, что теперь в оба дня олимпиады последние, третьи задачи (в каждом туре по 3 задачи), теперь предлагаются сложные. В этом году, например, из 602 участников ММО одну из них полностью решили 37 участников, а другую - всего 10. И еще, если на предыдущей олимпиаде, проходившей в Гонконге (в 1994 году), нижняя граница золотых медалей была 40 баллов (из 42 возможных), то в этом - 29.
- Чем, на Ваш взгляд, обусловлен успех американцев в этом году?
Н.А.:В США ведется серьезная программа подготовки сборной. Помимо этого важно отметить, что в состав команды США входят и школьники, еще недавно успешно выступавшие на китайских математических олимпиадах.
- Участникам предлагалось решить 6 задач из разных областей школьной математики — геометрии, теории чисел, алгебры и комбинаторики. Абсолютно все золотые призеры РФ не справились с последней, шестой задачей. В чём была сложность этого задания?
Н.А.: Ребята последовательно решали во второй день четвертую, потом пятую задачи. Не всем удалось быстро понять правильный ответ в пятой задаче, поэтому некоторые из ребят потратили много времени на решение первых двух задач второго дня. Если бы эта задача стояла во второй день на первом месте, большинство наверняка решили бы ее. На математических олимпиадах все задачи оцениваются одинаково. Поэтому важно не то, какая задача решена, а сколько их в сумме решено. Хотя, конечно, приятно, когда наши ребята решают сложные задачи (как, например, Григорий Юргин, решивший третью задачу).
- Что Вы сказали ребятам, когда стали известны результаты? Какие чувства испытывает педагог, когда его ученик добивается столь высокого результата?
Н.А.: Мы с коллегами поздравили ВСЕХ ребят и поблагодарили их за успешное выступление. В подготовке каждого члена нашей сборной участвуют как «личный педагог» – преподаватель, ведущий работу с ним в течение года, так и группа тренеров сборной, работающих с ребятами на сборах. Конечно, наибольшую гордость, в случае успешного выступления кого-то из членов сборной, испытывает его личный тренер. А группа тренеров сборной - в случае успешного выступления всей команды.
- Что из прошедшей олимпиады можно взять на вооружение организаторам Международной математической олимпиады 2020 года в Санкт-Петербурге?
Н.А.: Некоторые технически-организационные новшества в проведении олимпиады вроде введения системы электронного голосования членов жюри.
- Как бы Вы оценили высказывание Алексея Пажитнова: "Нельзя быть средним математиком — можно быть либо гениальным, либо вообще не быть математиком"?
Н.А.:Я полностью поддерживаю это высказывание, если вести речь о математиках, занимающихся чисто научными исследованиями. Только единицы самых талантливых математиков могут совершать прорывные открытия в математике, получать выдающиеся результаты. В то же время на математические специальности в ведущих университетах страны (ВШЭ, МФТИ, МГУ, СПбГУ, еще есть НГУ, другие университеты) прием составляет ежегодно несколько сот человек. Что же, они не нужны? Нет! Во-первых, нужно готовить высококвалифицированных преподавателей, кроме того, специалисты, имеющие высокие математические способности, в современном наукоемком и высокотехнологичном мире востребованы в самых разных областях.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
ВЫ РАЗРУШИЛИ ВСЕ ХОРОШЕЕ !!!!