А мой-то в этом возрасте уже стихи читал!» – такие обсуждения среди мам можно часто встретить на просторах интернета или на детских площадках.
И действительно, такое может быть. Но возможно, дело не в характере и не в том, что «девочки начинают говорить раньше, а мальчики – позже».
Речь формируется в первые три года жизни, и это время решающее. От первого «агу» до осмысленных предложений ребёнок проходит сложный путь, на котором многое может пойти не так. Неправильная артикуляция, бедная речевая среда дома, физиологические особенности – всё это влияет на то, как малыш запоминает слова, произносит их и строит фразы.
Хорошая речь – это фундамент уверенности в себе, успешного общения со сверстниками, нормального интеллектуального развития. Когда ребёнок не может выразить свои мысли и желания, это приводит к замкнутости, заниженной самооценке, проблемам в обучении.
У 5% детей наблюдаются те или иные отклонения в речевом развитии. Чтобы вовремя заметить проблему, родителям важно понимать: когда обычный детский лепет остаётся нормой, а когда уже нужна помощь специалиста. Речь состоит из трёх компонентов:
– звукопроизношения
– словарного запаса
– умения строить предложения
Если хотя бы один из них серьёзно отстаёт от возрастной нормы, это повод обратиться к логопеду.
Тяжёлые нарушения речи у детей могут иметь разную природу.
– Алалия – когда речь частично или полностью отсутствует из-за поражения речевых зон мозга.
– Дизартрия – когда ребёнок понимает всё, но не может чётко произнести звуки из-за слабости мышц речевого аппарата.
– Дислалия – когда малыш путает или пропускает звуки, хотя физически всё в порядке.
– Заикание – когда речь прерывается судорогами.
Слишком быстрая или, наоборот, слишком медленная речь, проблемы с голосом – всё это тоже требует внимания.
В каждом случае нужна детальная диагностика и индивидуально разработанная программа коррекции.
Иногда требуется помощь невролога, чтобы понять, есть ли проблемы на уровне нервной системы. Иногда нужен детский психолог, чтобы помочь ребёнку преодолеть страхи или справиться с последствиями стресса. Бывает необходима консультация ЛОР-врача, если речевые трудности связаны с особенностями строения речевого аппарата или нарушениями слуха.
Но ведущий специалист в коррекции речевых нарушений – это всегда логопед. Именно он выстраивает маршрут работы с ребёнком, подбирает методики, отслеживает динамику и корректирует программу. Логопед работает со звуками, которые ребёнок не произносит, развивает словарный запас, учит правильно строить предложения, помогает понимать значения слов и их связи друг с другом.
Для дошкольников логопеды в медицинских центрах «МастерСлух» используют игровую форму обучения. Ребёнок не сидит за партой с учебником – он играет, рисует, лепит, собирает пазлы, и через эти действия развивается его речь. В процессе игры тренируется мелкая моторика пальцев, которая напрямую связана с речевыми зонами мозга. Малыш учится различать звуки на слух, запоминает новые слова в контексте интересных историй, усваивает правила языка естественно, без зубрёжки.
Чем раньше начать логопедическую коррекцию, тем лучше и стабильнее результат. Мозг дошкольника пластичен, он быстро усваивает новые навыки. То, что в три года можно исправить за несколько месяцев занятий, в семь лет может потребовать года работы. А некоторые речевые проблемы, если их запустить, остаются на всю жизнь и влияют на выбор профессии, на уверенность в общении, на качество жизни в целом.
Если вас что-то тревожит в речи ребёнка – он молчит, когда сверстники уже во всю разговаривают, или говорит так, что его не понимают даже близкие, – это сигнал, чтобы обратиться к логопеду. Ранняя диагностика и своевременная помощь дают детям возможность пойти в школу наравне со всеми, чувствовать себя уверенно и развиваться гармонично.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев