В 50-7-е годы в жизни малоярославецких семей, проживавших в центральной части города и имевших детей-дошколят, всегда возникал вопрос: «В какую школу отдавать ребенка?» Первая школа была десятилеткой и долгие годы считалась лучшей школой района. Зато, как говорили взрослые, в восьмилетке - 131-й школе, которую по старинке называли железнодорожной «порядка было больше». Такой вопрос стоял и перед моей мамой, но мои друзья по детсадовской группе дружно отправились в школу №1 и я вместе со всеми. И всё равно, здания двух городских школ стояли рядом, мы жили в одних и тех же дворах, дружили, обменивались школьными новостями.
Сегодня хочу поделиться замечательными воспоминаниями Л.С. Новиковой о том, какой осталась в памяти железнодорожная школа в конце войны в 1944-45 годах. «Школа была чистенькой, каждый день уборщицы мыли полы и тщательно выскребали коридор березовым веником. Мне нравился зал с картинами и пианино. … Я подолгу смотрела на «Аленушку» и «Трех богатырей». Очень мне нравилось, когда дежурная уборщица выходила в зал с колокольчиком и начинала звонить, потом, все продолжая звонить, шла через весь длинный коридор. Около школы росли высокие липы и во время их цветения двор, коридор и классные комнаты пахли медом …».
Дети всех времен озорничали, но в те годы и проказы были особенными. «Второгодники братья Семашко были такие веселые, такие выдумщики! То, бывало, устроят короткое замыкание: лампочка гаснет и занятия сорваны. То принесут откуда-то карбиду, насыплют его в чернильницы – чернила закипают, поднимается вонь, писать нельзя!
Изредка в школе давали завтрак – кусочек посыпанного сахарным песком черного хлеба. Но, однажды, как только в класс внесли поднос с завтраком, погас свет. Раздался свист – и поднос оказался пустым. Наши подлизы сообщили учительнице, что это сделали братья Семашко ...
… Осенью 1944 года наш класс водили в поле – собирать колоски. Нас предупредили, чтобы мы не утаили ни одного собранного колоска, но все равно мы их жевали, и учительница не обращала внимания ... Весной мы собирали березовые почки для раненых солдат. Некоторые девочки вязали в подарок солдатам варежки или носки».
Это не официальная, а человеческая история школы. А на фото 30-х годов митинг на фоне здания школы и те самые липы, запах которых остался в памяти голодного послевоенного поколения Малоярославчан. Деревья вырубили в 1958 году, когда стали строить наш Дом Культуры. Сегодняшние липы посажены в начале 60-х.
На этом наше ФотоПутешествие во времени по Александровскому саду заканчивается, но его жизнь и история продолжаются вместе с нами.
#Александровский сад
Интересный Малоярославец


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1