Первые три мира сансары являются неблагими. Это мир обитателей ада (пал. nāraka), мир голодных духов (пал. preta) и мир животных. Жизнь там связана либо с огромным объёмом страдания, либо – в случае животного мира – с умеренным страданием, но при этом с тотальным невежеством и косностью.
Вторая тройка миров является относительно благой. Это мир людей, мир полубогов асуров (пал. asura) и богов дэвов (пал. deva). В трёх благих мирах меньше невежества и страдания, а в уме существ имеется множество возможностей для перемен и работы над собой.
В Палийском каноне миры асуров и дэвов представляли собой единое целое. Лишь позднейшая традиция разделила это целое на две части, так что из пяти миров стало шесть.
На предварительном уровне понимания миры сансары воспринимаются как реальные пространства, населённые особыми классами живых существ. На окончательном уровне понимания кармы, миры сансары в первую очередь трактуются как психотипы ума.
Каждый регион мироздания в этом списке есть особый невротический стиль жизни, особый тип бедности ума.
Дэвы воплощают нарциссизм, гордыню и блаженную замкнутость на себе и на своих делах. Они замаринованы в счастье и невежестве, что в конечном счёте и обрекает их на падение.
Асуры символизируют маниакальную конкурентность, соревновательность и паранойю.
Люди – постоянную неудовлетворённость, влечение к комфорту и поиски недосягаемого идеала совершенства.
Животные – тупость и ограниченность.
Голодные духи – это гипертрофированная жажда, а
обитатели ада - суть бесконечная агрессия и ненависть.
То, в каком мы мире, зависит от того, какую карму накопил наш ум и как мы распоряжаемся кармическим багажом прямо сейчас. Если мы совершаем благие поступки, энергия ума постепенно очищается от кармы. Самые тугие и удушающие узлы привычек развязываются, а на их месте могут возникнуть относительно хорошие автоматизмы.
В нас становится меньше невежества, жажды и агрессии, и мы устремляемся в миры более высокой категории, например, из людей становимся полубогами или же богами.
Попав наверх или же где-то на пути туда, мы расслабляемся. Мы почиваем на лаврах и пожинаем плоды накопленной хорошей кармы. От этого снежный ком кармы вновь начинает расти, и его вес опять утягивает нас вниз. Наше личное колесико сансары едет в обратную сторону.
В неблагих мирах накопленная энергия дурной кармы постепенно выгорает, ибо ничто не постоянно. От времени, напряжения и внешних воздействий узлы кармических привычек медленно ослабевают, а их яд нейтрализуется.
Обретая лёгкость, мы вновь начинаем подниматься к свету, миллиметр за миллиметром. Согласно традиционным источникам, путь из глубин кармического ада на небеса дэвов может занимать миллиарды и триллионы лет перерождений, а также так называемые «неисчислимые периоды».
Другой способ деления сансары в буддистской космологии – это не по существам, обитающим в тех или других мирах, а по самим пластам реальности, где они находятся. Тогда сансара делится на три сферы (пал. tiloka).
Первая сфера - есть сфера желаний (пал. kāmaloka). Это область грубого чувственного опыта обычных существ. В сфере желаний находятся все обитатели первых пяти миров сансары, а также большинство богов.
Боги в сфере желаний ведут такую же жизнь, как и люди. Да, их существование длится намного дольше, они могущественны и блаженны, но подвержены тому же невежеству, что обычные смертные. И они всё ещё ведомы силой желания.
Вторая сфера - есть сфера материи, или же сфера форм (пал. rūpaloka). Её населяют боги, сотканные из особой светоносной субстанции. Дэвы из сферы материи практически не взаимодействуют с остальной вселенной и свободны от грубых желаний, привязанностей и страстей. Они проводят время в состояниях возвышенного блаженства, соответствующих первым четырём медитативным джанам.
Третья сфера - есть сфера нематериального (пал. arūpaloka). Дэвы из нематериальной сферы никак не взаимодействуют с остальной вселенной и не имеют ни физических, ни психических тел. Они представляют собой чистые сознания, а их существование длится необычайно долго. Дэвы из нематериальной сферы коротают свои «дни» (или что у них там вместо дней) в состояниях самого чистого и возвышенного блаженства, которые соответствуют четырём нематериальным медитативным джанам.
Продолжение следует.
Нет комментариев