В ранних работах Рембрандта богатство того, что воплощает человеческую природу, и волшебство того, что можно было бы назвать божественным, передано кистью, мазки которой играют в сверкающих пятнах света или даже кажутся вытканными золотом. Имея глаз и развитое чувство прекрасного, нельзя недооценить значение раннего Рембрандта.
После смерти жены Саскии в 1642 г. для художника все изменилось. Продолжая позволять себе всевозможные излишества, которые можно было только вообразить, Рембрандт через четырнадцать лет закончил банкротством, пережив в пятьдесят лет продажу имущества с молотка. Его жизнь и его искусство были спасены новой спутницей — открытой и бесконечно доброй Хендрикье.
Хендрикье начала позировать для обнаженной Вирсавии, а Рембрандт начал свой путь к осознанию красоты обыденного. Хотя его модель и держит письмо, в ней не чувствуется королевской повелительности. Необходимая по иконографии этого образа нагота изначально принята как естественность домашней сцены. Взаимное понимание одновременно и естественно, и традиционно: и модель, и художник испытывают удовольствие от того, что знают друг друга. Лучше Рембрандта ни один художник не выражал изначальное благородство подобных ощущений. Богатство в его ранних картинах отражало суетное, внешнее; в его позднем творчестве чувство иных, духовных ценностей светится изнутри.
Рембрандт умер в возрасте шестидесяти трех лет. Хендрикье умерла раньше, и это было для него новой трагедией. В течение двух лет после ее смерти он завершил один из своих поздних автопортретов, на котором представил себя стоящим возле мольберта.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669) - Портрет Хендрикье Стоффельс. Холст, 74 х 61 см. Коллекция Людовика XVI; приобретена в 1784 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев