Огромную роль в развитии речи малыша играют родители или те, кто воспитывает малыша. С момента рождения малыш учится узнавать окружающий его мир. И свои первые впечатления и эмоциональный контакт ребенок получает от матери. Отношения между ребенком и родителями и эмоциональный контакт между ними являются естественными для малыша. Они важны для ощущения ребенком надежности и защищенности. А это — необходимое условие для нормального восприятия мира ребенком и изучения отношений между людьми.
С появлением в семье малыша, родители интуитивно начинают подстраивать свое поведение и речь под ребенка. Можно выделить типичные формы поведения родителей в момент общения с малышом:
родители занимают удобное положение рядом с малышом, чтобы он мог лучше видеть лицо, глаза, мимику, жесты, мог дотянуться до лица и потрогать его руками,
пытаются привлечь внимание ребенка и поймать его взгляд,
улыбаются ребенку и сразу же отвечают на улыбку малыша,
разговаривают с ребенком, произносят разные звуки (агу, да-да-да, ба-ба),
слушают звуки ребенка и повторяют их,
меняют интонацию и выражение лица в зависимости от состояния малыша (если малыш спокоен и доволен — с ним разговаривают радостно; если ребенок беспокоен, плачет — с ним разговаривают тише, успокаивающим тоном; если ребенок голоден — интонация другая),
когда разговаривают с ребенком, останавливаются и делают паузы, как бы давая ребенку время на осмысление и ответ,
берут ребенка на руки, качают его, поднимают, поют ему песенки, танцуют и внимательно наблюдают за реакцией ребенка и меняют свои действия, если малышу некомфортно.
Такие простые действия родителей помогают малышу понять отношения между ними и помогают ему показать родителям свое состояние, потребности и в дальнейшем желания.
Как родители разговаривают с малышом?
С появлением малыша в вашей семье можно услышать два вида речи: первый — когда вы разговариваете между собой; второй — это речь с ребенком, направленная на ребенка. Вы никогда не задумываетесь о том, как вам разговаривать с членами своей семьи и как разговаривать с малышом. Это происходит автоматически. Как только вы видите малыша, вы сразу же меняете интонацию, говорите более высоким тоном, ласково, простыми предложениями, часто повторяете одни и те же слова, называя части тела ребенка, предметы и игрушки, которые его окружают, намеренно выделяете слова, делаете паузы в речи.
Вы подстраиваете свою речь под ребенка и выражаете не только действиями, но и словами свои чувства к ребенку, улыбаетесь, говорите то тихо, то громко, медленнее или быстрее, останавливаетесь и прислушиваетесь к тем звукам, которые начинает произносить ребенок, и повторяете их за ребенком.
Такая речь, направленная на ребенка, называется «материнский язык». Таким языком говорят все родители и взрослые, которые окружают малыша. Все эти «подстройки» помогают малышу усваивать родной язык и произнести долгожданные первые осмысленные слова.
Когда ребенок произносит первые слова и более осмысленно смотрит на окружающие предметы (это происходит, когда малыш достигает годовалого возраста), речь взрослых, направленная на ребенка, приобретает другие признаки. Родители начинают комментировать все, что делает ребенок. До года родители, в основном, говорили о самом ребенке, о чувствах к нему. Сейчас они озвучивают все действия малыша: «Ты взял мишку. Мишка упал. Бах — упал.», называют все предметы и действия, на которые указывает ребенок.
В период раннего детства родители являются основными проводниками между ребенком и окружающим миром. Родители знакомят ребенка с первыми впечатлениями об окружающей обстановке и с родным языком. Все это происходит в повседневной жизни, когда ребенок ест, когда вы одеваете малыша, идете на прогулку, когда умываете или купаете малыша, когда играете с ним или читаете книжки.
Вы привлекаете внимание малыша к предметам, подносите к ребенку предметы, даете ему и называете их; подносите ребенка к тому предмету, который он не может достать, показываете и рассказываете об этом предмете. Эти действия имеют смысл для ребенка, он участвует в общении и обучается родному языку.
Если вы заметили нарушения в развитии речи у своего ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к специалистам. Добро пожаловать в "Логопед-Профи"!
(с) logopedprofi.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев