» – часто слышим мы от других, или говорим себе сами, что чаще всего трактуется как «терпи».
Но об этом ли на самом деле речь? Получится ли отстраниться от проблем, изменить свое отношение к ним, научиться управлять своими эмоциями?
Да.
"Саморегуляция" дословно переводится как "приводить в порядок". То есть саморегуляция – это заблаговременно осознанное и организованное влияние человека на собственную психику для изменения ее характеристик в нужном и ожидаемом направлении.
В норме саморегуляция развивается и формируется вместе с личностным взрослением человека. Но если личность не развивается, то и саморегуляция, как правило, страдает. В зрелости благодаря саморегуляции эмоции подчинены интеллекту, но в старости баланс снова смещается в сторону эмоций. Это вызвано естественным старческим ухудшением интеллекта. В психологическом плане старики и дети во многом похожи.
Саморегуляция позволяет нам:
• сдерживать себя в конфликте;
• рационально мыслить при стрессе или кризисе;
• восстанавливать силы;
• противостоять невзгодам жизни.
Саморегуляция включает 2 элемента:
1. Самообладание.
Иногда это необходимость отказаться от чего-то приятного или желанного ради других целей. Зачатки самообладания появляются уже в 2 года.
2. Второй элемент – согласие. Мы соглашаемся с тем, что можно делать, а чего нельзя. После 7 лет в норме человек уже имеет сформированное согласие.
Механизм саморегуляции – жизненный выбор. Включается он тогда, когда изменять нужно не обстоятельства, а самого себя.
Ниже опишу упражнение, предназначенное для развития навыков самонаблюдения и концентрации – а именно – способности воспринимать так называемые «тонкие» ощущения, в обычном состоянии сознания являющиеся неразличимыми, в физиологии – «подпороговыми». При этом достигается ряд полезных побочных эффектов (возможность быстро повлиять на свое состояние, успокоиться, «взять себя в руки»), благодаря чему после определенной тренировки можно использовать это упражнение в любой обстановке, чтобы быстро справиться с эмоциями и нормализовать самочувствие.
Упражнение 1
«Рука руку чувствует»
Закройте глаза, чтобы сосредоточить все внимание на ощущениях в кистях рук, отслеживая в них мельчайшие перемены. Затем начните очень медленно перемещать руки навстречу друг другу, постепенно сближая их до тех пор, пока на определенном расстоянии одна ладонь начнет чувствовать другую (обычно от 5 до 30 см). В этом положении остановитесь, прислушайтесь к ощущениям, запомните их. Затем продолжите сближение ладоней, приблизив их на расстояние 2-3 см.
Обратите внимание, ощущается ли между ладонями притяжение или отталкивание. Если, как это иногда бывает, ладони вначале остановились на сравнительно большом расстоянии друг от друга, если они двигаются рывками, если ощущается сопротивление их сближению, преодолевайте это сопротивление, одновременно углубляя дыхание. Наблюдайте за ощущениями в ладонях, за их изменением непрерывно в течение 5-6 минут.
Затем переходите ко второму упражнению.
Упражнение № 2 «Дыхание через ладони»
Наблюдайте, как ощущения в ладонях (особенно чувство тепла) меняются при вдохе в одну сторону, при выдохе - в противоположную. Затем мысленно направьте в ладони ваше дыхание. Можете представить, как во время выдоха теплая волна из центра груди распространяется по наружной стороне плеча... предплечья... и, наконец, доходит до кисти. Проследите за прохождением волны тепла на протяжении 8-10 выдохов. Убедитесь, что тепло в ладонях и пальцах растет. Продолжайте дышать «через ладони» еще несколько минут, добиваясь устойчивого, интенсивного, симметричного ощущения тепла.
(«вегетативные потоки» по В. Райху)
Преподаватель Академии, Юлия Баранова
#заметкаачж #юлиябаранова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1