РОЖДЕНИЕ МАСШТАБА: ЗВЕЗДНЫЕ ИМЕНА И МЕЧТА О БУДУЩЕМ
Архитектурная выставка «Рождение масштаба» в Национальном центре «Россия» в Москве — уникальный проект, в котором показана история отечественного зодчества как процесс непрерывного создания будущего. Фигура архитектора, визионера, провидца и мечтателя в этом повествовании — центральная. Выставка показывает масштаб прозрений и предвидения архитекторов авангарда и советского модернизма, генетическую связь с деревянным зодчеством, показывает, как развивалась архитектурная мысль, градостроительство и чем жило общество.
Архитектурный калейдоскоп: от Кондопоги до Лахта Центра
На выставке собрано около 160 макетов, градостроительных планов и конкурсных проектов, предоставленных ведущими музеями России. Выстроена экспозиция из тематических блоков — «Русский модуль», «Русский город», «Русское Средневековье», «Архитектура нового времени», «Соцгород» и «Лаборатория архитектуры». Всего таких блоков десять. Центральный блок и кульминация экспозиции — «Русский небоскреб» — начинается с шедевра деревянного зодчества Успенской церкви в Кондопоге и снесенной в 1934 году в рамках генеральной реконструкции Москвы Сухаревой башни, оттуда ведет к огромному четырехметровому макету Лахта Центра в подсветке с российским триколором. Возле него расположилась школа архитектуры будущего под названием «Сетка», где дети экспериментируют со структурами и мегапланами, создают собственные города.
Русский модуль и стиль
Начало выставки — «Русский модуль». Здесь, показывая поморские игрушки-шаркуны, городки, ветряную мельницу, фрагменты кровли шатровых церквей и столбы крылец деревянных часовен, куратор выставки архитектор Андрей Чернихов акцентирует внимание на формообразовании национальных архитектурных элементов. Как при помощи топора и мерной веревки из пядей и саженей сложился дизайн-концепт, умение создавать сложнейшие структуры и инженерные сооружения. К примеру, суда беляны, на которых по Волге и Каме доставляли лес, лыко, рогожу. Ветлужские беляны строили из лучшего — «белого» — леса без единого гвоздя. В длину они достигали 150 метров, а их грузоподъемность была до 10 тысяч тонн. Интересно, что за сезон строилось до 150 белян, а на месте прибытия их разбирали на бревна и продавали. «Человек и природа — это и есть русский модуль», — говорят авторы экспозиции.
Полет мысли и мечты: авангард и конструктивизм
Из деревянного зодчества вышел модульный советский авангард 1920-х годов, в том числе и 400-метровая башня Владимира Татлина — памятник III Коммунистическому интернационалу, состоящий из наклонных спиралей и вращающихся зданий простых форм — куба, пирамиды, цилиндра и полусферы. Башней из легких деревянных конструкций был и знаковый павильон «Известий» и журнала «Красная нива» Веры Мухиной, Александры Экстер и Бориса Гладкова, увенчанный устремленной в небо конструкцией напоминающей самолет. Павильон был выполнен для первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в 1923 году. Для той же выставки классик советской архитектуры Константин Мельников сделал из дерева знаменитый павильон «Махорка». Внутри павильона демонстрировали сушку, обработку, резку, фасовку — по сути, конвейерный способ производства, и само здание было проекцией технологии, которую манифестировали конструктивисты.
Конструктивистами первыми назвали себя Владимир Татлин и Александр Родченко. В 1925 году Моисей Гинзбург и Александр Веснин организовали самую активную группировку конструктивистов — ОСА (Объединение современных архитекторов). Они провозглашали новые принципы архитектуры — функциональность, лаконичность форм, выявление конструкции у зданий из железобетонного каркаса. Конструктивизм стал новым образом жизни. Строили дома-коммуны, дворцы культуры и фабрики-кухни, — это был гимн коллективистскому обществу, устремленному к прогрессу, к будущей жизни. Удивительный и характерный для этих лет дипломный проект создал в 1929 году ученик архитектора Николая Ладовского Исаак Иозефович — «Летающий дом Советов». Дом Советов представлял собой огромный парящий зал-дирижабль и причальную мачту для него со всеми вспомогательными службами. На мачту буквально подвешивались типовые ярусы. Предполагалось, что мачты возведут во всех республиках и зал-дирижабль будет курсировать между ними.
Вертикали и горизонты: мечты о мегаполисах
Будущее городов в 1920-е виделось как огромный индустриальный пейзаж, а место человека в нем — небоскреб. Эль Лисицкий разрабатывал проекты «горизонтальных» небоскребов, ему оппонировал Владимир Кринский. Кринский создал в 1922–1923 году небоскреб ВСНХ: несколько прямоугольных объемов развернуты под углом друг к другу в верхней части здания — пластический прием, который начали применять в 1980-е годы архитекторы-деконструктивисты. На протяжении всего выставочного маршрута показаны кабинеты архитекторов, в том числе мастеров XVII века, конструктивистов и советских модернистов середины 1960-х, а также кабинет сегодняшних зодчих. Этот прием ненавязчиво фокусирует внимание на личности зодчего, его таланте предвидеть будущее, его роли в конструировании мира.
Архитекторы нового мира
Cегодня восторг и удивление вызывают провидческие проекты второй половины ХХ века — жилой комплекс «Полар Депутатский» (1976) на шесть тысяч человек в форме пирамиды для поселка «Депутатский» в Якутии на месторождении олова. Или романтические проекты «бумажных архитекторов» Александра Бродского и Ильи Уткина — «Музей исчезнувших домов» (1980) и «Хрустальный дворец» (1982). Одним архитекторам повезло: их проекты воплотили — как, например, напоминающий космическую станцию пансионат «Дружба» (1980–1985) в Крыму. Повезло и Галине Балашовой, которая 30 лет разрабатывала пространства для советских космических кораблей и орбитальных станций, в том числе и для «Союзов» и «Салютов», и после того как с проектов сняли гриф секретности, ее имя стало известно на весь мир.
Взаимосвязь поколений
Андрей Чернихов — внук Якова Чернихова, создателя новых архитектурных форм и автора известной и недавно восстановленной водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик» на Васильевском острове. Яков Чернихов мечтал о «Дворцах коммунизма», конструировал сложные графические композиции. В исследовательском проекте «Рождение масштаба» Андрей Чернихов идет по стопам деда и показывает узловые моменты, тектонические сдвиги в истории русского зодчества и русской архитектурной школы.
Андрею Чернихову удалось собрать удивительное число шедевров, объединить их в ансамбль. Произведения 1920-х отзываются эхом в 1960-х, зритель возвращается из раздела в раздел, чтобы радостно обнаруживать эти рифмы. Кажется, что шатровые крыши Русского Севера обнаруживают родство с конструкцией фасада башни Лахта Центра. Малевич и Татлин, Ладовский и Яков Чернихов, Клуцис и Щусев, Моисей Гинзбург, Эль Лисицкий, Вера Мухина, Константин Мельников — «Рождение масштаба» сверкает блестящими именами русского авангарда. Андрею Чернихову удалось показать, что архитектура — дело живое, интеллектуальное, современное и очень увлекательное.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев