СТЕПАНИДА...
"Вы любите театр?..
Так, как люблю его я?.."
Этот страстный монолог Нади Рязаевой в исполнении гениальной Татьяны Дорониной их фильма "Старшая сестра" все советское театральное человечество тогда без слез и слушать не могло...
И это было совершенно искренне!..
Потому что театр...
Это...
Это...
Как бы это...
Это, друзья...
Вот!..
Во-о-о-о-от!..
У каждого слово "театр" вызывает свои ассоциации...
Ну, а уж сам Праздник театралов, тем более!..
День Театра - это не только торжественные речи и банкеты...
Стихийные пьянки в гримерках и подсобках...
Это еще и - театральные воспоминания!..
Театральные истории...
И конечно - та самая вишенка на торте - актерские байки...
...
...В конце девяностых довелось мне служить в славном провинциальном театре небольшого сибирского городка...
И случилось так, что угораздило нас, актеров этого театра, "вписаться" - ни много, ни мало - в политическую авантюру!..
А именно...
Создали из нас концертную бригаду в поддержку кандидату то ли в местные мэры, то ли на пост главы районной администрации - сейчас я уже точно и не помню, но не это главное...
Главное в том, что мотались мы целый месяц вечерами по окрестным деревушкам в качестве "группы поддержки" этому кандидату...
И обстояло дело так...
Приезжали мы к вечеру в местный сельский клуб, куда зазывался-сгонялся кнутами и пряниками местный народ...
Сначала слово брал представитель кандидата, его Доверенное лицо...
Говорил про кандидата много хороших слов...
Затем еще кто-нибудь из приехавших с нами агитаторов добавлял свою порцию сладкой патоки...
Потом к электорату выходил сам виновник торжества...
Двигал красивые речи, критиковал нынешнее руководство района, обещал манну небесную...
Все, как у больших...
А потом - на десерт - выходили мы, артисты...
И в часовой программе мы пели, шутили и даже танцевали...
Ну, и, конечно, как верные служители Мельпомены, мы показывали что-то из театрального репертуара, а в данном конкретном случае - отрывок из комедии Гоголя "Женитьба"...
Ту самую сцену, когда Иван Подколесин зовет слугу Степана и спрашивает его, мол, был ли ты у свахи и был ли ты у портного и шьет ли он, мол, фрак...
Зрители нас принимали по-разному...
Там, где село было более-менее большое, то народ в зале реагировал активно, смеясь и аплодирую каждой шутке...
А были и такие деревни, в которых не было ни связи, ни радио, и даже телевизор не у каждого показывал!..
Казалось, что жизнь здесь застыла в конце тридцатых годов и люди до сих пор шлют отчеты и приветы в Москву Всесоюзному старосте товарищу Калинину...
И в этих деревнях народ реагировал на наши выкрутасы так, что в зале мухи дохли...
Тишина стояла, как на кладбище в лунную ночь...
К концу четвертой недели "политических гастролей" нам это все осточертело до изжоги, а тут бац - первое апреля!..
И, пользуясь случаем этой веселой даты, решили мы разыграть нашего коллегу, который в том отрывке из спектакля "Женитьба" играл Ивана Кузьмича Подколесина...
А парень этот - назовем его Андрей - надо признать, был не только великолепнейшим актером, но еще и славился тем, что НИКОМУ и НИКОГДА еще не удавалось на сцене его, как говорится, "расколоть" - то есть рассмешить!..
Вот такой это был Профессионал!..
За что мы его все очень уважали и любили...
А тут - такой повод!..
Первое апреля!..
Ну, держись, Андрюха!..
Сегодня ты у нас "расколешься", как миленький!..
И вот, вдали от городской публики, мы придумали такое, чему могли бы позавидовать даже знаменитые мэтры розыгрышей в московских театрах!.....
Нет, это не было хулиганством в понимании традиционных актерских шуток и розыгрышей...
Нет!..
То, что мы придумали - это был...откровенный бандитизм!!!...
Самый настоящий актерский бандитизм!..
За такое на сцене в стенах театра, при истинно театральной публике, нас вымели бы поганой метлой на улицу уже к вечеру...
И никакая ссылка на первое апреля нас бы не спасла...
А тут...
Глухая деревня без всяких телекоммуникаций...
Старый, вросший в землю захудалый клуб, размером с небольшой автобус, на крохотной сцене которого когда-то баламутили местный народ по очереди Аркадий Гайдар и Император тайги - атаман Соловьев, гонявшие друг друга в этих краях еще в гражданскую...
Зрителей, правда, по местным оценкам собрался чуть ли не аншлаг - человек пятьдесят!..
То есть - в зал пришли те из селян, кто еще мог хоть как-то самостоятельно передвигаться...
Короче...
Выступило Доверенной лицо кандидата, потом еще пара дежурных ораторов поагитировали, затем сам кандидат покритиковал-пообещал...
И к делу приступили мы, артисты...
Все идет, как по накатанному...
Поем, пляшем, шутим и...
Вот она - сцена из спектакля "Женитьба"...
В центре сцены на стуле сидит в образе Ивана Кузьмича Подколесина наша сегодняшняя первоапрельская жертва - Андрей...
Мы за кулисами прячем смех в кулаки...
И по тексту - все, как написал автор - Подколесин зовет слугу Степана:
- Эй, Степан!..
Тишина...
- Эй, Степан!!!...
Опять тишина...
Андрей, он же Подколесин - тертый калач, помня про первое апреля - чувствует и ждет подвоха, но делать нечего, надо играть...
- Эй, Степа-а-а-ан!!!...
Никого...
- Эй, Степанушка-а-а-а-а-а!!!...
И...
Из кулисы, сломя голову, на сцену вылетает ...женщина(!!!)...
Баба!..
Русская баба!!!...
Вся в румянах и во-о-о-от с такими глазищами!..
В длиннющем сарафане и в...кокошнике(!!!)...
Матрешка один-в-один!..
Подлетает к ошалевшему Подколесину:
- Чего звать изволили?..
?!?!?!...
Надо было видеть в этот момент выражение лица Андрея!!!...
Он ожидал все, что угодно...
Он мог ждать появление на сцене вместо слуги Степана хоть Наполеона, хоть Змея Горыныча, хоть самого Стеньки Разина!..
Кого угодно можно было ожидать, но то, что вместо русского мужика Степана выскочит русская баба?!.
В кокошнике!!!...
Подмена персонажа!!!...
Да еще и - противоположного пола(!!!)...
Это было, наверное, впервые в истории русского театра!.
Мы за кулисами попадали на пол!..
Но!..
Надо отдать должное "жертве" розыгрыша - ни один мускул не дрогнул на лице Андрея!..
Только побледнел он, как стена, да желваки заходили ходуном на каменном лице...
И тут Андрей - ни много, ни мало - подхватывает наш бандитизм и выдает этой барышне на ее вопрос - чего звать изволили? - ответ!..
И какой ответ?!.
Не придерешься...
Прямо строго по тексту Подколесин и спрашивает:
- А БЫЛ ли ты у свахи?..
Тут уже растерялась актриса:
- Э...Мэ...Бы...ла...
Подколесин не отступает:
А БЫЛ ли ты у портного?..
Этим словом "БЫЛ" он словно обухом бьет актрису по дурной головушке!..
- Бэ...Мэ...Бы...ла...
И Андрюха сжалился над актрисой:
- Ну, хорошо. Ступай!..
И...
Когда уже актриса, покрываясь пятнами, пошла в кулису, Андрюха, все-таки, не выдержал и спросил уже не по тексту на весь зал:
- А ты, ваще, кто?..
Дли-и-и-и-и-ннющая такая "мхатовская" пауза...
И...
Русская баба-матрешка в кокошнике выполняет аристократически-дворянский поклон-книксен:
- Степанида!..
...
Я уже не помню, как мы сумели справиться с хохотом и продолжить концерт, но убило нас другое...
В зрительном зале
НИ ОДНА ДУША(!!!)
ничего не поняла абсолютно!..
Похлопал народ, как будто так и надо...
Никто из них никакой пьесы никакого Гоголя отродясь не читал, а уж сам спектакль "Женитьба" не видел даже в самых сладких снах...
Кто такой Иван Подколесин?..
Кто такой Степан?..
Почему зовут Степана, а выбегает баба в кокошнике?!.
В чем там, собственно говоря, заковыка?..
Почему за кулисами раздается актерское ржание?..
Наверное, так и надо - подумал народ...
Не до "Женитьбы" ему тогда было - в конце девяностых...
Ох, не до "Женитьбы"...
... ... ...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев