РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ в Коми крае в XIX - начале ХХ в.
Для церковного устройства России в XIX в. было характерно фактическое совпадение границ губерний и епархий. В связи с этим основная территория Коми края, входившая в состав Яренского и Усть-Сысольского уездов Вологодской губернии, в церковно-административном отношении находилась в ведении епископа Вологодского и Устюжского. Соответственно северные территории Коми края, входившие в состав Мезенского уезда Архангельской губернии, относились к Архангельско-Холмогорской епархии. Епархиальному архиерею принадлежало всё епархиальное управление и духовный суд. Власть епископа в епархии, почитавшаяся и почитающаяся в Русской православной церкви очень высоко (епископ, архиерей в православном понимании есть преемник апостолов), в XIX в. сочеталась с деятельностью духовной консистории - своеобразной канцелярии при правящем архиерее. На уездном уровне церковное управление в XIX в. насчитывалось с помощью духовных правлений. В рамках самих уездов существовали благочиннические округа, объединявшие 5-10 приходов. На территории Яренского уезда в течение XIX в. имелось 4 благочиннических округа, в Усть-Сысольском уезде в начале XIX в. их было 3, а с 1862 г. из-за обширности уезда число благочиннических округов было увеличено до 6. Малочисленные в начале XIX в. приходы Коми края, входившие в Мезенский уезд, относились к одному благочинническому округу, и лишь значительное увеличение их числа привело к созданию здесь в 1889 г. ещё двух округов. Благочинные, стоявшие во главе каждого округа, следили за благоустройством церквей, нравственным состоянием духовенства, исполнением им своих функций, ведением приходской документации, обеспечивали исполнение указов Синода и консистории на местах, рассматривали отдельные спорные дела.
Приходскую сеть Коми края в начале XIX в. формировали 73 церкви: 33 в Яренском уезде, 37 в Усть-Сысольском, включая бесприходскую Спасскую Ульяновскую церковь, и 3 на территории Мезенского уезда. На протяжении века их число росло, что было вполне естественным процессом, связанным в первую очередь с ростом численности населения края, его расселением и освоением новых территорий. В начале 1830-х гг появляются 3 новых прихода в Мезенском уезде: из Ижемского Преображенского прихода в самостоятельные выделились Красноборский Воскресенский и Мохченский Вознесенский приходы, кроме того, был образован Большеземельский (или Колвинский) приход для окормления крещёных кочевников-ненцев и ведения миссионерской деятельности среди них. До конца 1850-х гг. в этом уезде был открыт ещё один приход - Сизябский Благовещенский, также выделившийся из Ижемского. Кроме того, в 1856 г. был образован единоверческий приход в известной своими староверами Усть-Цильме. К концу 1860-х гг. общее число приходов в Печорском крае достигло 11. К тому же времени появилось 8 новых приходов в Усть-Сысольском уезде (Аныбский, Важкурский, Маджский, Нившерский, Нючпасский, Позтыкеросский, Савиноборский, Щугорский, Чухломский) и 4 в Яренском (Слудский, Ертомский, Чупровский, Селибский), при этом почти все они возникли в конце 1850-х-1860-е годы. Общий рост числа приходов значительно ускорился в начале ХХ в., и к началу Первой мировой войны на территории Усть-Сысольского, Яренского и Печорского уездов насчитывалось 125 приходов.
Однако некоторые приходские церкви, существовавшие в начале XIX в., на протяжении столетия были упразднены в силу малочисленности прихожан. Кроме того, свою роль здесь сыграло, по-видимому, и стремление улучшить материальное положение приходского духовенства за счёт укрупнения приходов, характерное для XIX века. В частности, на территории Яренского уезда была упразднена Коптюжская церковь, а в Вендинге и Ирте, имевших в начале века по две приходские церкви, с 1820-х гг. их осталось по одной; правда, вторая (Спасская) церковь в Иртовском приходе продолжала действовать в качестве приписной. Помимо этого, в Усть-Сысольском уезде не стало церкви при Северо-екатерининском канале, т.к. сам канал был заброшен.
Помимо «обычных» (сельских и городских) приходских церквей в Коми крае имелись и так называемые заводские церкви. В число их прихожан входили рабочие заводов, а содержались эти церкви в основном за счёт заводовладельцев. Речь идёт о Кажимской Димитриевской, Нювчимской Димитриевской (в 1869 г. была приписана к Пажгинскому Благовещенскому приходу) и Нючпасской Прокопьевской (открыта в 1852 г., а в 1868 г. приписана к Ужгинскому Афанасьевскому приходу) церквях в Усть-Сысольском уезде и о Серёговской Успенской - в Яренском.
В именовании приходов, так же как и храмов, Коми края можно отметить некоторые характерные черты. В первую очередь обращает на себя внимание довольно большое по сравнению с Севером России в целом количество наименований, связанных с почитанием Господа. Это так называемые господские храмы и соответствующие приходы (Христорождественские, Богоявленские, Преображенские и т.д.). Особенно велика их доля была в Яренском уезде (в начале XIX в. почти треть храмов (13) и около 36% приходов (12)), в то время как в Усть-Сысольском уезде подобные названия встречались у 25% приходов (таких было 9) и храмов (13). Довольно большим было и количество Богородичных храмов и приходов (8 приходов и 10 храмов в Яренском уезде и 7 приходов и 10 храмов в Усть-Сысольском уезде). Как и на всём Севере, около половины приходов и храмов имели наименования, связанные со святыми и святынями.
В целом именования престолов и в главных в храмах, и в приделах распределяются по типам (Господские, архангельские и т.п.), как в североевропейском регионе России в целом. Большую роль играли престолы, посвящённые широко почитавшемуся св. Николаю Мирликийскому (8 в Усть-Сысольском и 12 в Яренском уезде), а также св. Георгию - покровителю домашнего скота и земледельцу (3 и 5 соответственно) и св. Афанасию и Кириллу Александрийским (5 и 4); 4 престола были освящены во имя св. Стефана Пермского (один из них являлся главным - в Усть-Выми) и 3 - во имя Прокопия Устюжского Чудотворца, предсказавшего рождение св. Стефана. Подчеркнём особенность стефановских престолов, отмеченную М.Б. Рогачёвым: все они носят «мемориальный» характер и связаны с местами проповеднической деятельности святителя коми. Среди иных названий встречаются имена первомученика Стефана, Димитрия Солунского, Параскевы, Иоанна Крестителя, Димитрия Московского, Алексия человека Божьего, Михаила Малеина, Флора и Лавра, Екатерины, Варвары, Димитрия Ростовского, Модеста Иерусалимского, Василия Великого, Симеона Столпника, апостолов Петра и Павла и Луки.
О специфике именования приходов Мезенского (Печорского) уезда следует сказать отдельно. Заключалась она в том, что приходы здесь были, по сути, всего трёх типов: Господские (6 главных престолов в приходах, т.е. больше половины), Богородичные (2 главных престола) и Николаевские (3 главных престола, из них 2 в Усть-Цильме, в том числе в единоверческой церкви). Ещё одна особенность заключалась в значительно большей по сравнению с остальной территорией Коми края ролью так называемых господских приходов, которых к концу 1860-х гг. насчитывалось более 50%. В начале ХХ в. из 28 приходских церквей Печорского уезда по-прежнему значительное количество главных престолов были господскими - 9, т.е. их доля приблизилась к общей для Коми края.
В целом в системе храмоименований Коми края необходимо подчеркнуть стабильность и преемственность традиции, в первую очередь в Усть-Сысольском и Яренском уездах: указанные особенности именований храмов и приходов в основном сохранились вплоть до начала ХХ в.
Ряд церквей пользовался особенным почитанием, что было обусловлено представлениями о наиболее «древних» церквах и наличием при них (в самих или в приходах) мощей святых, чудотворных икон и иных святынь. Среди церквей, пользовавшихся «историческою давностию» в XIX - начале ХХ в., отмечались Вожамская, Цылибская, Иртовская, Палевицкая, Веслянская, Косланская, Вотчинская, Визингская, Пыелдинская, Ужгинская, Койгородская, Пезмогская, Ульяновская, Вишерская, Усть-Куломская и, конечно же, Усть-Вымская - бывший центр Пермской епархии. Некоторые из них первоначально, при своём основании или почти сразу после него, существовали в качестве пустынь, как, например, Ульяновская Спасская или Печорская Троицкая церкви.
Важным элементом православной топографии Коми края были часовни, которые имелись едва ли не в каждом приходе - от 1 до 6. По подсчётам А. Л. Хлыбовой, в 1838 г. в Усть-Сысольском уезде их было 119, в Яренском - 55, т.е. всего на территории этих уездов 174. Освящались они обычно во имя св. Николая Мирликийского, пророка Илии, св. Власия, а также архангела Михаила, св. Параскевы, Димитрия и Георгия и др. Конечно же, имелись и господские и богородичные часовни. Вообще же обычай строить часовни и их широкая распространённость были характерными особенностями не только Коми края, но и других территорий Русского Севера.
Длительное время, фактически ещё с XVII в., в обширном Коми крае не было ни одного монастыря. Лишь в 1860 г. по указу св. Синода и в ответ на просьбу жителей и духовенства Усть-Сысольского уезда на месте упоминавшейся бывшей Ульяновской пустыни (Ульяновской Спасской бесприходской церкви) был учреждён мужской общежительный Троице-Стефановский монастырь, в известном смысле завершивший цельную картину сакральной топографии Коми края, в своём наименовании соединивший почитание как центрального православного догмата о Троице, так и крестителя и просветителя коми-зырян - святителя Стефана Пермского. Возрождённая Ульяновская обитель в целом существенно способствовала развитию культуры в крае, а также активно занималась благотворительной и просветительской деятельностью. В 1893 г появился и женский монастырь (Кылтовский Крестовоздвиженский) на землях, пожертвованных в 1892 г. владельцем Сереговского завода архангельским купцом первой гильдии Афанасием Булычевым.
В отдельных приходах имелись свои святыни, которые почитались и за их пределами. Здесь в первую очередь необходимо сказать об «общезырянском» почитании мощей святителей Пермских Герасима, Питирима и Ионы, покоящихся в приделе всех Святых Усть-Вымской Благовещенской церкви, а также о мощах Преподобного Димитрия в Цылибском приходе. Среди чудотворных и местночтимых икон можно упомянуть образ Спаса Нерукотворного в Иртовской церкви, Святителя Николая в Веслянской, Спаса Всемилостивого в Ульяновской, св. Стефана Пермского в Вотчинской и Сошествия Святого Духа в Вожамской. Кроме того, в Вожамской церкви долгое время хранился чудотворный образ св. Троицы («Троица зырянская»), который на рубеже XVIII-XIX вв. был перенесён в Вологду, а в Вожам была прислана копия с него. Среди иных почитаемых святынь Коми края известностью пользовался деревянный крест, поставленный, по преданию, Святителем Стефаном Пермским на Вендинге. Вообще, наличие большого числа памятных, обетных и т.п. крестов в коми приходах общеизвестно и не раз отмечалось исследователями и путешественниками, побывавшими в Коми крае (например, П.В. Засодимским, писавшим о 22 деревянных крестах в Усть-Куломе).
Почти все приходы Коми края, за исключением Усть-Сысольского Троицкого и Яренского Преображенского соборов и Яренской Градской Покровской церкви, а также упомянутых заводских церквей, являлись сельскими. Обычно в сельский приход входил приходской центр - наиболее старый и часто, хотя и не всегда, самый крупный населённый пункт (нередко являвшийся центром волости), называвшийся в источниках селением, селом или погостом (последнее название подчёркивает наличие церкви). Помимо него приход, как правило, включал в себя ещё несколько населённых пунктов - от 2-3 до более чем 10. При этом поселения могли отстоять от приходской церкви в нескольких десятках вёрст и быть довольно большими по численности, что связано с особенностями расселения в крае. Так, в 1825 г. в приход Важгортской Воскресенской церкви помимо селения Важгортского (198 прихожан) входило ещё 10 населённых пунктов, самый дальний из которых отстоял от приходской церкви в 44 верстах (деревня Коптюжская, 130 прихожан), а в приход Троицкой Печорской церкви входили деревни Савиноборская (150 вёрст от церкви), Пыроздинская (157 вёрст), Подчерская (240 вёрст), Щугорская (300 вёрст), Позориха (360 вёрст) и Аранецкая (380 вёрст).
Церковные власти, по всей видимости, были весьма озабочены проблемой удалённости населённых пунктов от приходского центра, о чём косвенно свидетельствует и тот факт, что начиная с 1829 г. в клировых ведомостях начинают указываться сведения о населённых пунктах прихода, их расстоянии от церкви и лёгкости сообщения с ней. Относительно удалённости селений от приходской церкви весьма любопытно замечание автора «Сведений о Печорском крае Мезенского уезда Архангельской епархии» священника Алексия Зуева (1894): «Не излишне было бы при этом обратить внимание на то, чтобы ограничен был произвол желающим переселяться от центра оседлости в места пустые и безлюдные; переселенцы эти, преследуя лишь одну цель личной наживы, не берут во внимание тех неудобств, какие встретят они при удовлетворении религиозных нужд своих, будучи отдалены от центра приходской жизни на сотни верст, и неудивительно при этом, что пропаганда расколоучителей среди подобных переселенцев, находящихся вне влияния приходского пастыря, находит себе удобную почву для сеяния вредных плевел раскола».
В целом особенности расселения в Коми крае сказались на формировании различных типов коми приходов с точки зрения их пространственных характеристик. Как отмечает М.Б. Рогачёв, «в центральных и южных районах края, где издавна был распространён “гнездовой” тип расселения, встречалось немало приходов, включавших более 10 поселений», при этом расположены они были достаточно компактно, в отличие от более северных приходов, например Печорского Троицкого или Ижемского Преображенского.
Помимо православных прихожан в некоторых приходах Коми края были ещё «иноверцы» (католики и протестанты - их насчитывались единицы) и старообрядцы, причём точное число последних определить, как известно, чрезвычайно трудно, т.к. большинство из них формально учитывались как православные. При этом важно отметить, что на протяжении всего XIX в. их число росло. В одном Усть-Сысольском уезде, по заниженным официальным данным (исповедные и клировые ведомости), в 1810 г. старообрядцев насчитывался 21 человек, в 1858 г. - 342, а 1869 г. - уже 558. Основными районами их распространения в крае были нижняя Печора, верхняя Вычегда, Удора. Как известно, особенно много старообрядцев было в Усть-Цильме.
Отметим также появление на рубеже XIX-Х Х вв. конфессионального течения «бурсьыласьяс» (певцы добра), изначально возникшего на православной основе, но со временем всё более удалявшегося от православия. Это вероучение по ряду деталей было сходно с мистическими сектами (хлысты, пятидесятники-трясуны). К 1912 г. влиянием «бурсьыласьяс» было охвачено 5 верхневычегодских приходов (Мыелдинский, Усть-Немский, Пожегодский, Донской и Большелугский).
Таким образом, Коми край, несмотря на преобладание нерусского населения, особенности расселения и существование старообрядчества, в целом являл собой типичный для Русского Севера регион, включённый в общую систему управления, с завершённой системой храмоименования и оформившейся православной топографией, со сложившейся и относительно стабильной приходской сетью, в целом мало подвергавшейся изменениям вплоть до 1860-х годов. Фактически лишь в конце XIX - начале ХХ в. здесь наблюдался значительный рост числа храмов и приходов.
Печатается в сокращении. Полностью читайте в источнике: Хайдуров М. В. Религиозная ситуация в Коми крае в XIX - начале ХХ в. // Историко-культурные аспекты изучения северных территорий России (исследования, источники, историография): сб. статей. — Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ, 2017. — С. 68-80.
Публикация подготовлена Библиографическим отделом Центральной городской библиотеки г. Сыктывкара (ул. Ленина, 78) для группы "Интересные факты о Республике Коми"
Нет комментариев