Ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС, военный инженер Анатолий Якуб в День памяти жертв радиационных катастроф рассказал "Известиям" о работе на Чернобыльской атомной станции после аварии.
По его словам, основной задачей ликвидаторов в первые дни было обеспечить станцию водой, электроэнергией и теплоснабжением, а также разместить солдат, офицеров и специалистов.
Казармы-общежития для прибывших ликвидаторов ставили за 30-километровой зоной, отметил Якуб. Причиной этому стало загрязнение Припяти и Чернобыля.
Ситуация на станции сложилась тяжелая. Несмотря на это, работать в зоне ликвидации последствий было "даже приятно": руководство СССР обеспечивало ликвидаторов всем необходимым — техникой, материалами, людьми.
Якуб рассказал об одном из запоминающихся разговоров с Владимиром Щербицким, который на момент аварии был первым секретарем Центрального комитета Украины.
"И вот он вполне искренне сказал тогда: "Вот, если бы мы все и всегда так работали, как сейчас, мы бы уже давно при коммунизме жили. Это было довольно яркое впечатление", — отметил Якуб.
Несмотря на это, в зоне аварии появились и мародеры — по словам Якуба, они "тащили все", начиная от телевизоров и заканчивая автомобилями.
"Некоторые автомобили были обнаружены за Уралом. А что такое автомобиль? Грубо говоря, это железо, которое в результате взрыва заражено радиоактивными веществами и разносит их похлеще, чем ветер. Естественно, машина, даже "Волга" или "Москвич" или еще что-то, которую нашли в Тюмени, фонит так же, как на станции", — рассказал специалист.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6