Мифология КОМИ.
КОМИ МИФОЛОГИЯ.
ВОЙПЕЛЬ, vojpel' повс.; Ойпель, oj-
реГ¥..-п., — древнее к.-п. божество.
В. является единственным, кроме имен бо-
гов-демиургов Ен, Омоль (Куль), сохранив-
шимся наименованием
божества верхнего уров-
ня язьиеского пантеона
древних пермян. Посла-
ние митрополита Симо-
на, отправленное в
Пермь в 1301 г., в кото-
ром он призывает ми-
рян В.-болвану не мо-
литься и тризн ему не
творить, свидетельству-
ет, что еще в XVI в. В.
бьш ведущим языческим
божеством у к.-п. Иссле-
дователи неоднократно
обращались к интерпре-
тации образа В., исходя при этом, как правило,
из предположения, что в русской записи термин
был искажен. Исследователи неоднократно обращались к интерпретации образа В., исходя при этом, как правило, из предположения, что в русской записи термин был искажён. Предполагалось, что его буквальный перевод: "северное ухо" или же "ночное ухо" вряд ли мог быть наименованием какого-либо божества. Наиболее распространённой версией его прочтения стало вой тöл "северный ветер". К предполагаемым функциям В. относили власть над северным ветром, пургой, непогодой, покровительство животным и т.д., исходя при этом из чисто умозрительных заключений. В то же время, в к.-п. фольклоре, особенно в легендах о Кудым-Оше, В. упоминается достаточно часто, и объективный анализ этих сведений позволяет частично реконструировать его образ.
О В. в легендах говорится, что это было могущественное божество, благосклонно относящееся к людям. К нему обращались с просьбой беречь людей от болезней, порчи, отводить от них оружие врагов. Изображение В. находилось на священном месте на вершине холма. Оно стояло под могучей берёзой в окружении других богов, среди которых идол В. был самым высоким. Около него стоял котёл для жертвоприношений, в который складывали принесённые в жертву меха и выменянное на них у соседних народов серебро. Со всех сторон идол был обложен камешками и раковинами, принесёнными со всех рек и речушек, где жили люди, поклонявшиеся В. В общественные праздники В. жертвовали скот. Охотники стреляли из луков в священный столб, который стоял рядом с идолом. По к.-п. фольклорным данным, охотники раньше стреляли из луков в священное дерево (в данном случае столб) перед началом промысла для обеспечения удачи в нём. Идол В. описывается как изображение четырёхликой женщины. Ср. четырёхголовость славянского Збручского идола и изображения высшего из богов балтийских славян, Свентовита. В пользу того, что данное описание идола В. соответствует действительному свидетельствует древнепермское культовое литьё, в котором имеется изображение многоликой богини.
В к.-з. языке "пöль" вв. лл. уд. или "пöльö" вс. сохранило значение "дед, дедушка (отец отца)". "Вöрпöль" или "вöр пöльö" (лесной дед) называли лесного духа-хозяина. У к.-п. ещё в начале ХIХ в. существовало утраченное в современном языке слово айпэл в значении "мужчина". Можно предположить замену в русской записи ö на е, т.е. в оригинале "Войпöль" (владыка Севера). В пользу данного вывода говорит и тот факт, что в к.-п. легендах В. называли также и "Вöрпель" (ср. к.-з. "вöрпöль").
Однако, если следовать этой этимологической версии, В. должен однозначно иметь мужскую ипостась, что противоречит фольклорным сведениям о женском облике этого божества. Поэтому имеет смысл поиск другой этимологии имени В. Не исключено, что искажения в написании наименования древнего к.-п. божества в русской записи не было. У вв. к.-з. словосочетание "вой пель" "ночное ухо" и сейчас употребляется в отношении людей с особо острым слухом. Т.о., В. может означать "всеслышащий(-ая), всеведующий(-ая)": один из эпитетов, относящихся к данному божеству, который употреблялся в качестве его эвфемистического наименования. Ср. красочный эпитет, служивший для замены имени высшего божества обских угров Торума: "имеющий уши величиной с лист кувшинки, как уши дикой утки с тонким слухом". Раковины же со всех рек и речушек, находящиеся около идола В., можно семантизировать как символы его ушей (ср. рус. "ушная раковина"), находящихся повсюду, где жили древние пермяне, что и позволяло В. быть всеведающим(-ей).
Лит. Белицер 1958, Гагарин 1978, Жаков 1901, Климов 1964, Лукина 1990, Лыткин, Гуляев 1970, Ожегова 1971, Плосков 1990, Рифтин 1989, Симон 1841.
#мифы #ВойПельКоми
Зарни Ань
Н.Д. Конаков © 1999
Золотая баба, легендарный идол
"Золотая женщина", - Золотая баба, легендарный идол, которому якобы поклонялось население северо-восточной европейской части Руси и северо-западной Сибири.
Первые известия о Золотой бабе появились в книгах западно-европейских путешественников и писателей ХVI в. о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В "Трактате о двух Сарматиях" (1517) М. Меховский помещает идола Золотая баба за Вяткою "при проникновению в Скифию". У последующих авторов (С. Герберштейн, 1549; А. Гваньини, 1578; Д. Флетчер, 1591) Золотая баба находится уже вблизи устья Оби. В описаниях идола говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок, внук (С. Герберштейн); об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок, внук (А. Гваньини); скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер). Ни один из этих авторов сам лично идола не видел.
В Патриаршей или Никоновской русской летописи в тексте, сообщающем о смерти в 1396 г. Стефана Пермского, крестившего к.-з., говорится о том, что они поклонялись различным идолам, и в том числе Золотой бабе. Исследователи Никоновской летописи отмечают в ней наличие большого количества поздних вставок. Безусловно, к таковым принадлежит и данный текст, поскольку в нём говорится о кончине святого Стефана, а он был канонизирован лишь в 1549 г. Можно предположить, что информация о Золотой бабе была почерпнута из книг западноевропейских авторов. Оставив данный факт без внимания, видные российские историки В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, Г.Ф. Миллер поместили в своих трудах, с которыми в своё время был знаком каждый образованный человек в стране, сообщение о поклонении древних к.-з. Золотой бабе.
В ХIХ в. в работах местных краеведов появился термин З.а., являющийся калькой с русского названия легендарного идола. До настоящего времени в к.-з. фольклоре не обнаружено ни одного даже косвенного упоминания о существовании некогда женского божества З.а. Тем не менее, термин З.а. достаточно часто приводится даже в научных трудах как якобы древнее к.-з. наименование верховного божества, символа плодородия и благополучия, апелируя при этом к единственному первоисточнику, тексту Никоновской летописи.
Лит.: Алексеев 1932.
#ЗарниАньМифы
Комментарии 7
Н.Д. Конаков © 1999
Вплоть до второй половины ХVIII в. территория расселения народов коми не привлекала внимания исследователей и путешественников. Немногие из них, проезжавшие через неё транзитом, никаких сведений о духовной культуре и мировоззрении коми-зырян и коми-пермяков не оставили. Редкое исключение представляет собой краткое сообщение участника посольства Петра Великого в Китай (1692-1695 гг.) Адама Бранда о том, что у верхнесысольских коми, когла они туда приехали, "повсюду шло большое веселье по случаю Пасхи, и повсюду женщины нам подносили красные яички" (Идес, Бранд 1967
10:40В 1771 г. на территории Европейского Северо-Востока России побывала первая научная экспедиция во главе с И.И. Лепёхиным, известным русским учёным-натуралистом, академиком Петербургской Академии наук. Экспедиция 1768-1772 гг. обследовала обширную территорию России, а по её окончании И.И. Лепёхиным были опубликованы подробные дневниковые записки об этом путешестви
...ЕщёН.Д. Конаков © 1999
Вплоть до второй половины ХVIII в. территория расселения народов коми не привлекала внимания исследователей и путешественников. Немногие из них, проезжавшие через неё транзитом, никаких сведений о духовной культуре и мировоззрении коми-зырян и коми-пермяков не оставили. Редкое исключение представляет собой краткое сообщение участника посольства Петра Великого в Китай (1692-1695 гг.) Адама Бранда о том, что у верхнесысольских коми, когла они туда приехали, "повсюду шло большое веселье по случаю Пасхи, и повсюду женщины нам подносили красные яички" (Идес, Бранд 1967
10:40В 1771 г. на территории Европейского Северо-Востока России побывала первая научная экспедиция во главе с И.И. Лепёхиным, известным русским учёным-натуралистом, академиком Петербургской Академии наук. Экспедиция 1768-1772 гг. обследовала обширную территорию России, а по её окончании И.И. Лепёхиным были опубликованы подробные дневниковые записки об этом путешествии. Сами по себе "Записки" И.И. Лепёхина не являлись этнографическим трудом, более того, описание культуры и быта населения на обследованной экспедицией территории вообще не входило в её задачи. Но И.И. Лепёхин, занимаясь сугубо научными, в первую очередь натуралистическими, исследованиями, всегда обращал внимание на жизнь населения и включил свои наблюдения в текст дневников. Так, именно им впервые была записана коми-пермяцкая легенда о Пере-богатыре и высказано предположение о том, что именно от его имени произошло название народа. В коми-зырянском с.Объячево И.И. Лепёхиным было описано празднование и жертвоприношение в Ильин день. Кроме того, в "Записках" приведены сведения о народной медицине, а также приведён достаточно обширный список коми слов, часть из которых относится к мировоззренческой сфере (Лепёхин 1780, Лепёхин 1822).
Даже Кандинский в наших краях побывал,думаю откуда у него такие картины))))
Тут немного я не согласен,еще в Санкт-петербурге был профессор Калистрат Жаков(первый профессор коми народа),он там преподавал и написал очень много на коми языке,и очень сильно помог другому коми профессору в будущем Питириму Сорокину(президент социологии США,и профессор Гарварда),всегда говорящем что он коми(хотя отец его русский,мама коми)
Канонизирован лишь в 1549 г. Никто и никогда,ни одна церковь,ни одна Епархия не признает,другие версии и Стефане Пермском,если признают что это так под кучей доказательств,кое отрицают церковники,значит признать что веру привели,страшным образом на наши земли.Но меня интересует сама Богиня наших народов,ЗАРНИ-АНЬ(Зарни-золотая,Ань-древнепермский язык, старшая рода,праматерь рода,основательница рода).Многие народы поклонялись женщине как Богине,-Иран,Индия,Египет,Азия,и Древняя Европа не исключение.А Стефан Храп(он же Пермский),был по многим,не церковным записям,авантюрист с большой дороги,и в Усть -Вымь его привела охота за Золотой бабой,после Ростова-он с басней что получил грамоту,(которую ему выдал Дмитрий Донской уже после Усть -выми,через многие годы),он собирал в Пырасе(Котлас),год ушкуйников для похода на Усть-Вымь,рассказывая что имеет грамоту от князя Московского,собрал и только после этого пошел туда.После чего Чудь-под землю ушла(увели((((().Но пр...Ещё ЗАРНИ-АНЬ
Канонизирован лишь в 1549 г. Никто и никогда,ни одна церковь,ни одна Епархия не признает,другие версии и Стефане Пермском,если признают что это так под кучей доказательств,кое отрицают церковники,значит признать что веру привели,страшным образом на наши земли.Но меня интересует сама Богиня наших народов,ЗАРНИ-АНЬ(Зарни-золотая,Ань-древнепермский язык, старшая рода,праматерь рода,основательница рода).Многие народы поклонялись женщине как Богине,-Иран,Индия,Египет,Азия,и Древняя Европа не исключение.А Стефан Храп(он же Пермский),был по многим,не церковным записям,авантюрист с большой дороги,и в Усть -Вымь его привела охота за Золотой бабой,после Ростова-он с басней что получил грамоту,(которую ему выдал Дмитрий Донской уже после Усть -выми,через многие годы),он собирал в Пырасе(Котлас),год ушкуйников для похода на Усть-Вымь,рассказывая что имеет грамоту от князя Московского,собрал и только после этого пошел туда.После чего Чудь-под землю ушла(увели((((().Но придя туда возле священной березы он не обнаружил,Зарни-ань,так как ПАН-сотник(по другой версии Пам,уже отправил статую богини в Зауралье)Пан-на мерянском языке одного из финно-угорских народов-Предводитель.Может и в наших краях,Паном звали вождя,сотник-может воевал или был в походах с Новгородцами,что бывало частенько.
Вот тут ХРАП,взбесился,порубал священную березу(и никто по темечку не тюкнул,когда там многие годы поклонялись),палил бэлбаны,Пам после дискуссии с Стефаном на другой день исчез,и ушел он не один.Тоже его следы вели в Зауралье.После ухода лидера народ начал принимать христианство,кто не принимал уходил под землю,окрещенный названием Чудь.После этого фактически исчез народ под название Зарни,Заран,Заранъяс(дети Зарни-Ань)-и переписали церковники их в зырян((((((((((((
Кинулся Стефан по следу Пана,в земли пермские но получил по шапке,поэтому и Василий третий(отец Ивана Грозного),попозже пленил Пермских князей и заставил принять христианство.кто из князей не принял,оттуда из Москвы не вернулся((((((