Видна часть ГАЗ 61
Все это Грачев учел при создании ГАЗ-61. Под кузовом обычной «эмки» скрывались полноприводная трансмиссия и шестицилиндровый силовой агрегат. Конструктору удалось разгадать секрет геометрии канавок шарниров Бендикс-Вейсс (фирма отказала Советам в продаже лицензии). После решения этой ключевой задачи технологи «ГАЗа» смогли наладить производство шарниров. Интересно, что аналогичные шарниры используются на российских внедорожниках до сих пор!
Для повышения проходимости, помимо улучшения геометрических параметров шасси и кузова, Грачев использовал эластичный высокомоментный двигатель, агрегатированный с КПП с большими передаточными числами, не требующей демультипликатора. Подобное решение позволяло сократить число переключений передач при движении по бездорожью, а следовательно, обеспечить постоянное сцепление с дорогой.
10 июня 1939 года первый полноприводный ГАЗ-61-40 с открытым кузовом фаэтон отправился на испытания. Машина показала феноменальную проходимость. Она могла подниматься в гору по грунту под углом до 41 градуса, по песку – до 28 градусов, спускаться под углом до 40 градусов, преодолевать препятствия высотой до 390 мм, ров – до 850 мм, брод – до 800 мм, грязь глубиной до 350 мм. Особое впечатление на зрителей произвел подъем по лестницам волжского откоса (почти 300 ступенек) и Речного вокзала в Москве. На хорошей дороге передний мост отключался и ГАЗ-61 мог двигаться со скоростью до 107 км/ч. Но главное – в конструкции широко применялись серийные узлы и агрегаты: двигатель ГАЗ-11 мощностью 85 л. с., КПП от ГАЗ-АА, карданные валы от ГАЗ-М1 и ЗИС-101 и т. д. Это был истинный триумф 36-летнего конструктора. В 1941 году на автозаводе был изготовлен 181 автомобиль ГАЗ-61-73 с кузовом седан и 36 армейских пикапов ГАЗ-61-417. В годы Великой Отечественной войны седан ГАЗ-61-73 стал основным транспортным средством высшего командного состава Красной Армии. На ГАЗ-61 ездили Жуков, Конев, Рокоссовский, Ворошилов и другие крупные военачальники.
«Иван-Виллис»
Перед самой войной, в феврале 1941 года, Грачев получил личное задание наркома Малышева разработать армейский вездеход. Над ГАЗ-64, прототипом которого служил американский Bantam, работали фактически круглосуточно. На создание машины практически с нуля ушел 51 день. Грачеву удалось максимально использовать серийные детали, чтобы в кратчайшие сроки поставить автомобиль на конвейер. Летом 1941 года ГАЗ-64 уже стал поступать на фронт.
Подобного автомобиля в Красной Армии еще не было. Кстати, так можно сказать и о многих других образцах техники, созданных Грачевым. В январе 1942 года под его руководством на базе ГАЗ-64 был построен легкий бронеавтомобиль БА-64. За него, а также за ГАЗ-61 Грачев получил первую Сталинскую премию. Это были единственные выпускаемые в войну полноприводные бронеавтомобили и легковые вездеходы, обеспечивавшие мобильность командного состава, армейской разведки, связи, буксировку пушек, сопровождение колонн и т. д. За первые три года войны было построено и испытано восемь модификаций БА-64. Кроме того, после серьезной модернизации ГАЗ-64 в 1943 году появился ГАЗ-67, продержавшийся на конвейере десять лет.
И многое другое
В мае 1944 года опять же по своей инициативе Грачев ставит 76,2-мм пушку ЗИС-3 на бронированное полноприводное шасси опытного образца ГАЗ-63. В результате получилась не имевшая аналогов в мире мобильная колесная самоходная установка КСП-76 (ГАЗ-68). Но приближающееся окончание войны, а также негативное отношение военных к колесным боевым машинам не позволили принять ГАЗ-68 на вооружение. Эта машина до сих пор хранится как один из самых ценных экспонатов в танковом музее в Кубинке и даже сейчас, почти через 60 лет после создания, по мнению специалистов, могла бы иметь боевую ценность в составе современной армии.
В декабре 1931 года он был безработным и по мобилизации был направлен в техотдел строящегося в то время Нижегородского автозавода. В 1936 году, за рулём самостоятельно разработанной машины «ГАЗ-АААА» участвовал в знаменитом Каракумско-Памирском автопробеге. В 1937 году под его руководством был разработан грузопассажирский трехосный автомобиль ГАЗ-21 (впоследствии тот же индекс дали первой «Волге»), на базе которого впоследствии был создан семиместный легковой автомобиль и два бронеавтомобиля. В 1938—1939 годах проектирует первый советский легковой вездеход ГАЗ-61 (на базе шестицилиндровой «Эмки»), который до наших дней так и остался непревзойдённым по динамике и проходимости для машин этого класса. Решение о начале разработке ГАЗ-61 Виталий Андреевич «пробил» с огромным трудом, у самого Ворошилова. Эта машина пошла в серию уже в конце 1940 года.
В 1941—1944 годах под его руководством были разработаны армейский внедорожник ГАЗ-64 и бронеавтомобили БА-64 и БА-64Б на его базе, автомобиль ГАЗ-67Б, а также колёсная самоходная пушка ГАЗ-68 (КСП-76) и другие образцы колёсной военной техники. Главный конструктор автозавода в Днепропетровске с сентября 1944 года, где им был создан армейский плавающий автомобиль ДАЗ-485.
С 1951 года — заместитель главного конструктора и с 1954 года главный конструктор специального конструкторского бюро автозавода ЗИС (ЗИЛ) в Москве, где под его руководством были созданы автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-134, ракетоносец ЗИЛ-135К (единственное в мире серийное шасси с двумя автоматическими коробками передач), бронетранспортёры БТР-152А, БТР-152Б, средние колёсные артиллерийские тягачи, многоцелевые армейские транспортеры и установки на их базе. Так же им был создан поисково-спасательный мобильный комплекс с абсолютной проходимостью — машины комплекса «490» — «Синие птицы».
Непросто представить, но знаменитую, и крайне нужную опцию, как подкачка колес была разработана именно им! Этот Человек, с большой буквы, разработал, собрал и довел ее до серийной детали автомобиля! А первым агрегатоносителем и испытателем на себе был не менее знаменитый грузовик, про который в скором времени будет рассказываться у меня в "Колесах страны Советов", ЗиЛ 157 по кличке "Крокодил".
Комментарии 3