Они были частями одного тела — великой христианской империи. Но язык, амбиции и политика развели их по разные стороны баррикад, породив раскол, который длится уже тысячу лет. Речь — о разделении единой Церкви на католический Запад и православный Восток. Как же случилась эта «великая схизма»?
Две империи, два языка, одна вера
Всё началось с банального — люди перестали понимать друг друга. Христианство, рожденное на периферии Рима, пришло в империю через эллинский мир. Его первоначальным языком был греческий. Но после переноса столицы Константином Великим в Византий и распада империи на две части в 395 году, Запад и Восток заговорили на разных наречиях: Рим — на латыни, Константинополь — на греческом.
К V веку образованный римлянин уже с трудом понимал греческую речь. Блаженный Августин, столп западного богословия, почти не знал языка Востока. Византия до VII века держалась за латынь как язык официальный, но затем и она сдалась — империи жили в параллечных реальностях.
Сохраняемая общность
Помимо лингвистической разобщенности на Рим и Константинополь влияли внешние факторы, до поры до времени их объединявшие. Византийские епископы действовали внутри централизованного государства, в котором единство христианского мира воплощалось в фигуре императора.
В то же время священнослужители Рима существовали в условиях коллапса империи, вызванного варварскими нашествиями.
Но именно эти различия, которые первоначально способствовали сплочению христианского мира, затем стали его разобщать. До середины VIII века римские епископы видели в византийском императоре естественного союзника против варваров и избегали открытого разрыва с Константинополем.
Папские амбиции
Римские священники с VI века присвоили себе титул глав церкви — пап. При этом западные богословы ссылались на святого Петра, который был первым епископом. Пользуясь отсутствием на Западе сильной светской власти, папы стали независимыми церковными и мирскими правителями в Риме и его округе.
Папство укрепляло свою власть над епископатом и всей церковной иерархией. Уже Григорий I (590—604) именовал себя вселенским главой церкви, отказывая константинопольскому патриарху в подобном титуле. Папские амбиции встречали сопротивление как внутри церковной иерархии, так и со стороны главы восточной церкви и византийского императора.
Надвигающийся раскол
К IX веку между двумя империями с различным политическим строем, языками и конфессиями было мало общего. В это время произошло столкновение между папством и патриархией, ставшее началом раскола. Конфликт был связан с именами патриарха Фотия, с одной стороны, и папы Николая I — с другой.
В 857 году византийский император Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвёл на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа Николай I не согласился с этим, предъявив также ряд территориальных претензий, сославшись на их незаконное отторжение в прошлом. Михаил III ответил отказом.
Кроме того, папа пытался подчинить своему влиянию церковь во вновь обращённых славянских странах, в частности в Болгарии. На этой почве возник острый спор, приведший к фактическому размежеванию западной и восточной церквей в области догматики.
Великая схизма
В середине XI века папство заметно усилилось, в союзе с норманнами и германцами ему удалось частично вытеснить Византию из Южной Италии. Понтифик Лев IX назначил в Сицилию своего архиепископа, что грозило Константинополю опасностью потери целой епархии.
В ответ на это патриарх Михаил Кируларий перешёл в наступление, распорядившись о введении богослужения по греческому образцу в латинских церквях Константинополя.
Кроме того, он предупредил епископа Южной Италии о том, что Рим "отступил" от догматической и культовой ортодоксии.
Папа Лев IX не оставил эти события без внимания, отправив патриарху грозное послание, в котором предостережения перемежались с угрозами. Однако Кируларий не отреагировал на выпады в свой адрес.
После этого папа прислал в Константинополь своих легатов (послов) с требованием восстановить "законные права" папства на Иллирию и Болгарию, но патриарх попросту отказался вступать с ними в переговоры. Тогда посланники Рима возложили на алтарь храма святой Софии папскую буллу, в которой Кируларий и его последователи объявлялись еретиками.
Патриарху ничего не оставалось сделать, кроме как созвать собор, который охарактеризовал легатов как "нечестивых людей", "пришедших из тьмы запада в царство благочестия". Посланники папы и он сам были преданы анафеме. Впоследствии эти события, произошедшие в 1054 году, были названы Великой схизмой (расколом).
Хотя церкви разошлись ещё в XI веке, датой окончательного разрыва между православием и католичеством можно считать 1204 год, когда крестоносцы захватили Константинополь.
Последующие попытки сближения успехом не увенчались. Взаимные анафемы, провозглашенные еще в 1054 году, были сняты с обеих церквей только в 1965 году после встречи папы Павла VI и Константинопольского патриарха Афинагора I.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1