В дни Коляды каждый день можно назвать особенным, но были и особо почитаемые праздники, которые справлялись только в этот период. Так, через неделю после Коляды праздновался день под названием «Бабьи каши». В этот день чествовали родивших женщин, но, в особенности, тех, кто помогал им родить — повитух.
Женщины, имеющие детей, а иногда и принятые повитухами взрослые дети приносили помощницам в родах подарки и разнообразные угощения, приводили и младших детей на благословение. Ведь так говорили: «Бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя». Впрочем, молодухи, еще не имеющие детей, беременные женщины и даже девицы тоже посещали их.
Повитуха варила кашу из проса или гречихи. Чтобы ребенок рос быстро и хорошо, горшок с такой кашей поднимали над его головой со словами: «Расти высоко-высоко». Чтобы младший ребенок в семье быстрее начал ходить, старшие дети съедали такую кашу на улице, а в опустевший горшок сажали петуха (если ребенок мальчик) или курочку (если девочка). Часто в день повитух совершали первый постриг.
Далеко не каждая женщина могла стать повитухой. Прежде всего, для этого она должна была достигнуть пожилого возраста, стать «бабушкой» по летам, то есть, сама уже не быть способной рожать детей. Но при этом повитухи обязательно сами должны были иметь своих детей, поэтому незамужние «старые девицы» к этому делу тоже не допускались.
Конечно, повитуха должна быть «рукастой», то есть, умелой, ловкой и компетентной, знать все нужные заговоры. Ведь в родах ей отводилась решающая роль, от нее требовалось не только совершать врачебные, акушерские действия, но и совершать ряд других дополнительных действий, в том числе, ритуального характера.
Нравственный облик «бабки» тоже имел значение — это должна быть женщина, верная в замужестве, обладающая положительным характером, не сварливая, не злая и не завистливая, не занимающаяся черным колдовством и не обладающая «дурным глазом» . Ведь считалось, что характер повитухи повлияет на нрав и судьбу новорожденного.
Известно, что у наших предков было особое, уважительное и заботливое отношение к беременным женщинам. Надо сказать, что, вопреки устоявшемуся мнению, детей в семьях рождалось хоть и много, но между ними был двух-трехлетний промежуток, позволявший матери восстановиться после родов, завершить грудное вскармливание, вырастить старшего ребенка перед тем, как зачать младшего.
Большие многодетные семьи с достаточно большой разницей между возрастом детей были хороши и для выживаемости детей — старшие дети уже достаточно взрослые, чтобы присматривать за малышами, пока родители трудятся в поле. Многие из запретов и «табу» для беременных и рожающих, которые нынче относят к числу суеверий, были обусловлены практическими соображениями, нынче за давностью лет и изменением бытовых условий ставшими неактуальными, но были и чисто ритуальные поверья.
В связи с этим, особо почитались Род и Рожаницы. Каких Богинь славян относить к Рожаницам — этот вопрос до сих пор обсуждается. Вполне вероятно, что в разных местностях и в разные периоды истории славян как Рожаниц почитали разных Богинь, но в позднейшие времени это были Лада (Богиня-мать) и Леля (Богиня-дочь). К ним обращались с просьбами о беременности, благополучных родах, о здоровье и благополучии ребенка. Также в этой связи почитались и предки.
Были особые календарные праздники, связанные с почитанием Рожаниц, матерей и даже повитух. Так, 8 января — день, называемый «бабьими кашами», когда чествовали повитух. Женщины, помогающие другим женщинам родоразрешиться, особо уважались в общине. Часто они принимали целые поколения своих односельчан, и их почитали даже взрослые дети, которым они помогали явиться на свет. В день 8 января к ним приходили в гости, дарили подарки, помогали по хозяйству, а повитуха угощала всех крутой сладкой кашей на меду.
14 марта был день, когда чествовали беременных и родивших женщин, связанный с праздником весны и началом полевых работ. Считалось, что женщины, родившие или готовящиеся к родам, одарены силой плодородия и могут наделить ею землю, если их чествовать в эти дни. Беременные женщины издавна пользовались определенными привилегиями.
Они освобождались от тяжелых работ, им давали отдыхать, сколько нужно, и даже вели с ними себя предельно корректно и вежливо: не упрекали, не бранили. Но надо сказать, что факт беременности скрывали довольно долго, пока это не становилось очевидным. Но даже и при этом много любопытства по поводу беременности, срока родов никто не задавал, чтобы не заподозрили в намерении навести порчу.
Это дозволялось делать только самым ближайшим родственникам — мужу, матери, свекрови. Отголоски этого заботливого отношения сохранились в приметах — например, в запрете беременным женщинам смотреть на уродливые зрелища, посещать похороны и другие подобные мероприятия
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев