Заз-966, также именуемый «Запорожцем» - советский малолитражный автомобиль, выпускаемый в период с 1967 по 1972 году на заводе «Коммунар» в городе Запорожье.
История создания.
Разрабатывать новую модель принялись почти сразу же после постановки на конвейер ЗАЗ-965, а именно в конце 60-года – весной 1961. Опытный образец был представлен на ВДНХ уже в ноябре того же года. Однако, по вине того, что предыдущая модель разрабатывалась коллективом заводов МЗМА и НАМИ, выход в машины в массовое производство изрядно затянулся.
Лишь в 1966 году был запущен серийный выпуск «Запорожцев» второго поколения. Двигатель был адаптирован под новый кузов от предыдущей модели, поэтому машина получила индекс ЗАЗ-966В («В» - временный). Старый двигатель МеМЗ-966 («тридцатка», 30 л.с. 887 см^3) планировалось заменить на другой, специально сконструированный для этой модели.
Спустя год началось полномасштабное производство ЗАЗ-966 с новым силовым агрегатом. Мотор МеМЗ-968 «сороковка», объемом 1198 см^3 выдавал мощность в 40-43 л.с. Данное обновление затронуло далеко не все модели: некоторые модификации, в том числе и инвалидные, Заз-966 и Заз-968 по-прежнему оснащались старым двигателем МеМЗ-966.
По плану, годовое производство данного автомобиля должно было составлять не менее 150 тыс. машин, однако даже к 1973 году заводу с трудом удалось добраться до рубежа в 100 тыс. Виной этому можно считать концентрацию всех производственных сил советского автопрома на строительстве и вводе в эксплуатацию завода ВАЗ.
Оригинал или копия?
Первые прототипы «Запорожца», датируемые 1961 годом в полной мере можно назвать оригинальными. Однако конечная версия демонстрирует явное сходство с моделями NSU Prinz IV, и Hillman Imp. Но если присмотреться, то отчетливо видно, что все эти модели черпали вдохновение у Chevrolet Corvair 1951 года, ставшего на то время иконой стиля. Можно сказать, что и многие другие европейские производители с охотой копировали дизайн у «Корвэйра». Особенно популярным дизайнерским решением того времени было использование «опоясывающей» подоконной линии.
Многие источники упоминают о закупках образцов модели Convair заводом НАМИ для изучения. Позднее модели были переданы на Запорожский завод, или, по другим источникам – на Мелитопольский моторный завод, с целью изучения системы охлаждения.
Внешние сходство неоспоримо, но вот то, что конструкция «Запорожца» иная и техническое оформление кузова совершенно другое, тоже отрицать не стоит. Советские инженеры старались сделать конструкцию машины, как можно более оригинальной, в то время как его предшественник (ЗАЗ-965) был максимально приближен к модели Fiat 600.
Нововведения в конструкции.
Конструкция автомобиля претерпела минимум изменений по сравнению со своим предшественником. Помимо обновленного двигателя, инженеры тщательно поработали над задней подвеской машины. Вместо «Фиатовских» диагональных рычагов с качающейся полуосью, были установлены А-образные «косые» рычаги и по два шарнира на полуось (внутренние – типа «колокол», внешние - карданные). Такое техническое решение встречается на многих зарубежных заднеприводных автомобилях, это BMW 700 и более известные машины 3-ей (E21 и E30) и 5-й (E12) серий. Подобной системой оснащены также Ford Sierra и Ford Scorpio и многие другие.
Полностью переработанная коробка передач оказалась весьма удачным решением. Синхронизация ряда передач переднего хода значительно облегчила управление машиной. Стоит отметить, что версии 966-В оснащались старой КПП.
Простота конструкции дала ход появлению множества модификаций автомобиля, в том числе и переднеприводных.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев