Боевые машины из сегодняшнего очерка доказали: для них есть место в этом вооруженном конфликте наравне с танками
17 июля 1941 года главный конструктор Горьковского автомобильного завода Виталий Андреевич Грачев получил от директора завода прямое указание начать проектировать новый легкий бронеавтомобиль. Война требовала быстрых решений. Выход был следующий: перенести уже имевшийся БА-20 на другое шасси. Однако та техника уже значительно устарела…
Конструкторы должны были создать не просто современный бронеавтомобиль. Требовалась машина, которая имела бы минимальные габариты и в то же время могла участвовать в оборонительных и наступательных операциях. Уже 9 января 1942 года первый прототип броневика был готов.
17 февраля в Москве машину осматривал народный комиссар танковой промышленности Вячеслав Александрович Малышев. После он утвердил окончательное название — БА-64. 3 марта броневик представляли в Кремле руководителям советского государства. Отзыв Иосифа Виссарионовича Сталина о машине был положительным. Спустя 11 дней новый бронеавтомобиль приняли на вооружение.
БА-64 создавали на базе легковой машины ГАЗ-64. Масса броневика превысила 2,3 тонны. На нем установили двигатель мощностью 50 л.с. Максимальная скорость по шоссе составляла 80 км/ч. Запас хода — 560 км. Шины бронеавтомобиля были пулестойкими. Экипаж состоял из двух человек — командира и водителя. Корпус броневика изготовили из сварных броневых листов. Бронирование: лобовое — 15 мм, борт — 7-9 мм.. В восьмигранной башне установили 7,62-мм пулемет ДТ.
Боекомплект состоял из 20 дисков (1260 патронов). Высокий угол возвышения позволял вести огонь из пулемета не только по наземным, но в некоторых случаях и по воздушным целям. БА-64 должен был использоваться в качестве разведывательной и связной машины, предназначался для охраны колонн на марше и стратегически важных объектов. Испытания и эксплуатация выявили ряд недостатков. Наиболее значительным из них стали опрокидывания броневика при поворотах, что повлекло создание новой модификации с более широкой колеей.
Машина получила более мощный двигатель — 54 л. с. Новый бронеавтомобиль стал называться БА-64Б. БА-64 находились в составе танковых корпусов (по 31 единице), мотоциклетных полков (по 10 единиц) и разведывательных батальонов, которые имели по 12 машин соответственно.
Основные недостатки БА-64 в бою — недостаточная огневая мощь, а также затруднительность эвакуации из подбитой и загоревшейся машины. Это могло стоить жизни экипажу. Вместе с тем, подвижный, маневренный и обладавший сравнительно высокой проходимостью бронеавтомобиль хорошо проявил себя в разведывательных рейдах, десантных операциях и даже при сопровождении и огневой поддержке пехоты. Особенно эффективными БА-64 оказались при штурме городов благодаря большому углу возвышения оружия. Такая особенность позволила вести огонь по верхним этажам зданий в уличных боях, что для большинства других образцов бронетехники было недоступно.
«Шестьдесят четвертые» дошли до Берлина, а в августе 1945 года успешно воевали с японцами на Дальнем Востоке. После войны уцелевшие машины в основном использовались как учебно-боевые вплоть до 1953 года.
Знаете ли вы, что:
- Большинство выпущенных БА-64 не имели каких-либо специальных средств внешней связи. Однако на некоторые машины устанавливались радиостанции модели РБ-64-142200 или близкая к ней по характеристикам 12-РП.
- Всего было изготовлено свыше 9000 бронеавтомобилей этого типа.
- Помимо Красной Армии, БА-64 состояли на вооружении союзных Войска Польского, Чехословацкого армейского корпуса и Народно-освободительной армии Югославии.
- После окончания Второй мировой войны бронеавтомобили поставлялись в ГДР, КНР и КНДР.
#ЦМВСРФ #ЦМВСРФ_экспозиция #музей

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев