4 ноября в России празднуют День народного единства, приуроченного к дате освобождения Москвы от интервентов и конец эпохи Смутного времени* – кризиса власти и российской государственности.
Многие томские воеводы, управлявшие городом в первые десятилетия его существования, были непосредственными участниками событий Смуты.
Сегодня расскажем о Матвее Никитиче Ржевском, который был на государевой службе в Томском городе в 1606-1608 в должности письменного головы**.
С лёгкой руки Герхарда Фридриха Миллера, посетившего Сибирь в XVIII веке, в историю Матвей Никитич вошёл как корыстолюбивый лиходей, который ещё по дороге на службу в Томск вместе со своим «товарищем» Семёном Бартеневым «ясашных людей пытками пытали и грабили».
Источником послужила известная многим историкам Отписка в Москву томских воевод Василия Волынского и Михаила Новосильцева. Им было велено не только сменить на томском воеводстве Ржевского, но и разобраться в обвинениях Матвея Никитича, что, мол, служивым жалование он даёт «в кабалу» (то есть в долг), «морит их голодом, а сам государственной казною владеет и торгует». Но самым «ярким» эпизодом является рассказ о Номчиной жене (её называют послом от хакасского князя Номчи, хотя есть свидетельства, что она жила вместе с сыном в Томском городе в качестве аманата***). Мол, Номчина жена «из Киргиз» пришла «бить челом, чтобы быть им под царскою высокою рукою», а Матвей и Семён сняли с неё «грабежом шубу соболью», за что «киргиский князец Номча воевал государевых ясашных людей Чулымских волостей».
Да, эти факты в Отписке есть, но в изложении с частицей «де», что в контексте делового языка XVII века означает рассказ от другого лица (пересказ), а в самом конце документа говорится, что, выполняя поручение «про те про все статьи расспросить подлинно и сыскать», «служивые люди Томского города, кроме Ивашки Беляева друзей и заговорщиков, в расспросе сказали, что они дел на Матвея и на Семёна не извещали».
Князь Номча в течение нескольких лет твердо стоял на стороне русских. В 1608 году, в бытность Ржевского воеводой Томска, новые группы кыштымов хакасских князей – северные качинцы и аринцы, жившие в районе «Тюлькиной землицы», добровольно признали власть русского царя. А обострения отношений начались с 1609 года, но это уже другая история.
В годы службы Матвея Ржевского в Томске была создана «государева пашня», открыта первая томская церковь во имя Живоначальной Троицы.
После службы в Томске Матвей Никитич был отправлен в Москву и значился дворянином московским.
В отличие от представителей знати, признавшей правителем Русского государства сына польского короля Сигизмунда Владислава Вазу и пустившим поляков в Кремль, он остался на стороне защитников русской государственности и был убит в марте 1611 года во время «разоренья в Кремле» – восстания против присутствия в Московском Кремле солдат польского короля (первого ополчения Дмитрия Пожарского), окончившегося поражением восставших и огромным пожаром.
О других градоправителях Томска XVII-XVIII веков можно узнать на выставке в Музее «Власть и статус томских воевод».
*Смутное время – это тяжелейший период в жизни русского государства. Определить его точные временные границы довольно сложно, поэтому одна часть историков определяют период Смуты с 1605 по 1612 год (с момента воцарения Лжедмитрия I и сдачей Кремля польским гарнизоном), другие – с 1698 по 1613-й (с момента смерти царя Фёдора Иоанновича, последнего Рюриковича, до избрания на царство Михаила Фёдоровича Романова).
**В первые годы после основания Томска на должность «первых лиц» назначались письменные головы – так называлась военная и административная должность в Русском государстве в XVI - XVII вв. На служебной лестнице письменные головы стояли чуть ниже воевод.
***Слово «аманат» происходит из арабского языка и в своём первоначальном значении обозначает «долг», «обязанность» или «доверие». Аманаты часто использовались как элемент дипломатии, выступали гарантом выполнения мирных соглашений.
Иллюстрация: Лисснер Эрнест-Николай-Иоганн Эрнестович (1874–1941). «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля». 1938 г. Бумага, акварель. Музей истории Москвы
Источник: runivers.ru #музейисториитомска #деньнародногоединства #томскиевоеводы


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев