Алексей Плещеев стал известен в 1840-х как автор революционных гимнов. Писал он и сатирические рассказы, в которых высмеивал чиновников и провинциальных помещиков. Писатель состоял в кружке петрашевцев и часть своей жизни провел в ссылке. Позже Плещеев работал журналистом и художественным критиком в изданиях «Отечественные записки» и «Северный вестник». Там он помогал публиковаться Антону Чехову, Семену Надсону, Всеволоду Гаршину и другим молодым писателям.
Алексей Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме в старой дворянской семье. Его отец, Николай Плещеев, был чиновником по особым поручениям при Архангельском, Вологодском и Олонецком генерал-губернаторе. Через два года после рождения сына он перевелся на службу губернским лесничим в Нижний Новгород.
Когда Плещееву было шесть лет, его отец умер. Мать писателя Елена Горскина воспитывала сына одна. Вместе с ним она переехала в небольшой город Княгинин недалеко от Нижнего Новгорода (сейчас — город Княгинино Нижегородской области). Позже Плещеев описал его в своем стихотворении «Детство»:
«Мне вспомнились детства далекие годы
И тот городок, где я рос,
Приходского храма угрюмые своды,
Вокруг него зелень берез»
До 13 лет Плещеев учился на дому. Мать наняла ему педагогов по иностранным языкам, литературе, истории. С детства будущий писатель много читал, даже пробовал самостоятельно переводить с немецкого стихотворения Иоганна Вольфганга Гете. Его любимым поэтом был Михаил Лермонтов.
В 1840 году Алексей Плещеев по желанию матери поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Однако там почти не преподавали историю и литературу, а упор делали на военном деле и строевой подготовке. Уже на первом году обучения Плещеев попросил мать забрать его оттуда, но она отказывала. В школе писатель проучился еще три года. На третьем курсе он не вернулся на учебу из увольнения, которое воспитанники получали на выходных. Его отчислили, официальной причиной в приказе назвали болезнь.
Следующие несколько месяцев Плещеев готовился к университетским экзаменам. В том же году он поступил на восточное отделение филологического факультета Петербургского университета. С первых курсов поэт писал стихи, среди которых «Безотчетная грусть», «Дачи» и «Дездемоне». В начале 1844 года Плещеев послал свои произведения редактору журнала «Современник» Петру Плетневу. Плетнев писал о поэте своему другу филологу Якову Гроту: «У него виден талант. Я его призвал к себе и обласкал его». В том же году стихи Плещеева напечатали в «Современнике» под общим заголовком «Ночные думы». Там же поместили его переводы с немецкого.
Алексей Плещеев посещал литературные вечера, собрания философского кружка братьев Бекетовых, где познакомился с писателями Федором Достоевским, Иваном Гончаровым, Михаилом Салтыковым-Щедриным. Достоевский стал близким другом Плещеева. Он посвятил поэту свою раннюю повесть «Белые ночи».
Во второй половине 1840-х Плещеев увлекся социалистическими идеями. Он читал работы философов Шарля Фурье и Анри Сен-Симона. Вскоре поэт присоединился к кружку Михаила Буташевича-Петрашевского, в который, кроме него, входило еще 23 человека, в том числе Федор Достоевский. После этого Плещеев решил оставить университет.
«Я бы поскорее желал разделаться с университетским курсом, во-первых, — для того, чтобы на свободе заняться науками, которым я решил посвятить себя, науками живыми и требующими умственной деятельности, а не механической, науками, близкими к жизни и к интересам нашего времени. История и политическая экономия — вот предметы, которыми я исключительно решился заниматься»
Алексей Плещеев (из письма Петру Плетневу от 8 июня 1845 года)
Летом 1845 года Плещеева отчислили. Он сосредоточился на литературе. В 1846 году вышел первый сборник поэта. В него попали стихотворения «Вперёд! без страха и сомненья…» и «По чувствам братья мы с тобой», которые позднее стали революционными гимнами. Критик Николай Добролюбов писал: «В числе <…> стихотворений был этот смелый призыв, полный такой веры в себя, веры в людей, веры в лучшую будущность». Стихотворения Плещеева стали популярными среди революционно настроенной молодежи. Их называли «марсельезой поколения 1840-х». Критики хвалили стихи Плещеева за проработанность образов и общественную значимость. Однако, по их мнению, в своих произведениях поэт использовал однотипные сюжеты. В журнале «Финский вестник» в 1846 году их назвали «несамостоятельными» и «однообразными».
Плещеев был одним из первых поэтов в России, который отреагировал на революцию 1848 года во Франции. Он написал стихотворение «Новый год»:
Близок час последней битвы!
Смело двинемся вперед -
И услышит бог молитвы,
И оковы разобьет.
Чтобы обмануть цензуру, Плещеев добавил стихотворению подзаголовок «Кантата с итальянского». Поэт писал: «Оно у меня давно написано и вовсе не по поводу Италии. Я только воспользовался обстоятельствами и строчки две изменил… С итальянского я для цензуры поставил». Стихотворение он отправил редактору «Отечественных записок» Николаю Некрасову. Тот согласился напечатать произведение, но цензура его все-таки не пропустила.
В эти же годы Алексей Плещеев начал писать рассказы, которые тоже выходили в журнале «Отечественные записки». Среди них — «Енотовая шуба. Рассказ не без морали», «Протекция. История бывалая», повесть «Шалость». В прозе писатель продолжал традиции Николая Гоголя. Он сатирически изображал чиновников и мещан, высмеивал обывателей.
Плещеев остался членом кружка петрашевцев. У него дома проходили встречи, на которых обсуждались работы философов-социалистов, в том числе запрещенные в России. В марте 1849 года Плещеев приехал в Москву. Там он достал и выслал Достоевскому тетрадь с «Письмом Белинского к Гоголю». Его нельзя было распространять в России из-за призывов к «пробуждению в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и неволе». Достоевский прочитал письмо на собрании петрашевцев 15 апреля 1849 года. Однако за членами кружка петрашевцев и посетителями их встреч шла слежка. Уже 23 апреля были арестованы 43 человека, которые находились в Петербурге. 28 апреля Николай I подписал и направил в Москву секретное поручение «о немедленном и внезапном арестовании литератора Плещеева». Поэта задержали, доставили в Петербург и поместили в Петропавловскую крепость.
Расследование шло около полугода. Плещеева несколько раз допрашивали. Следователи полагали, что писатель специально поехал в Москву, чтобы достать для петрашевцев запрещенную литературу. Плещеев утверждал, что отправился туда, потому что «давно имел желание повидаться с теткой, живущей в Москве, с которой не виделся около девяти лет».
В декабре 1849 года Алексею Плещееву и другим петрашевцам вынесли приговор — расстрел. Их обвинили в распространении запрещенной литературы и революционных идей. 22 декабря петрашевцев привезли на на Семёновский плац. Там перед каждым из них лично прочитали приговор, а затем объявили, что смертная казнь отменена.
«Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головою шпаги и устроили наш предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Я стоял шестым, вызывали по трое, следовательно, я был во второй очереди и жить мне оставалось не более минуты <…> Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец <…> привязанных к столбу привели назад, и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь. Затем последовали настоящие приговоры» (Федор Достоевский из письма брату Михаилу Достоевскому от 22 декабря 1849 года)
Плещеева приговорили к четырем годам каторги, а затем вновь изменили приговор. Его направили на службу рядовым в Уральск в Отдельный Оренбургский корпус. Следующие четыре года поэт почти не занимался литературой, не получал отпусков. Он писал об Оренбурге: «Эта безбрежная степная даль, ширь, черствая растительность, мёртвая тишина и одиночество — ужасны».
В Оренбурге Плещеев познакомился с поэтами Тарасом Шевченко, Михаилом Михайловым и Алексеем Жемчужниковым, польским революционером Сигизмундом Сераковским, к кружку которого он присоединился. Журналист Бронислав Залесский писал о встречах этого объединения: «Один изгнанник поддерживал другого <…> После муштры собирались часто дружеские собеседования. Письма с родины, новости, принесенные газетами, были предметом бесконечного обсуждения».
В 1850-х года Алексей Плещеев участвовал в туркестанских походах русской армии по завоеванию Средней Азии. В 1853 году поэт подал прошение о добровольном участии в штурме крепости Ак-Мечеть Кокандского ханства. Так он рассчитывал получить повышение по службе. После взятия крепости Плещееву дали звание унтер-офицера, а затем — прапорщика. Вскоре поэт перешел на гражданскую службу «с переименованием в коллежские регистраторы». Он служил в Оренбургской пограничной комиссии, а затем — в канцелярии оренбургского губернатора.
В Оренбурге Плещеев женился. Его супругой стала дочь надзирателя Илецкого соляного прииска Еликонида Руднева. Поэт писал ей: «Ваша любовь одна способна исцелить мою болезненную натуру, которая сделалась такой единственно потому, что много выпало мне разных невзгод». У них Плещеева и Рудневой было трое детей. В браке поэт и его супруга прожили семь лет — до смерти Рудневой в 1864 году.
В конце 1850-х Алексей Плещеев снова стал заниматься литературой. Его стихотворения, рассказы и переводы тих лет печатали в журнале Михаила Каткова «Русский вестник». По рекомендации поэта Михаила Михайлова некоторые из них опубликовал Николай Некрасов в «Современнике». В 1858 году вышел второй отдельный сборник стихотворений Плещеева. Эпиграфом к нему стала строка из стихотворения Генриха Гейне «Я не в силах был петь…». Критик Николай Добролюбов писал о нем: «Сила обстоятельств не дала развиться в г. Плещееве убеждениям, вполне определенным и ровным <…> Нельзя в них [Стихотворениях — Прим. ред] не заметить следов какого-то раздумья, какой-то внутренней борьбы, следствие потрясенной и еще не успевшей снова установиться мысли».
В 1859 году Алексею Плещееву разрешили «под строжайшим надзором» поселиться в Москве. Вскоре он стал сотрудником и пайщиком газеты «Московский вестник», в которой публиковал свои рассказы и стихи. По его просьбе в газету приносили свои произведения Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Чернышевский, Иван Тургенев. Иногда Плещеев публиковал в «Московском вестнике» и свои рецензии на новинки литературы, хотя и не считал себя профессионалом в этой области: «Чтобы быть критиком — из ряду выходящим, надо иметь к этому <…> призвание <…> Я <…> не чувствую в себе ни таланта, ни знания достаточного для этого…».
В начале 1860-х Плещеев хотел открыть собственное издание. Сначала он предложил Михаилу Михайлову создать журнал «Иностранное обозрение». Затем вместе с Салтыковым-Щедриным поэт разработал проект издания «Русская правда». Однако Плещеев не получил разрешения от правительства на создание журналов из-за «политической неблагонадежности». За ним следили сотрудники полиции, которые подозревали, что поэт состоял в тайных революционных обществах, в том числе в народнической «Земле и воле», и финансировал подпольную типографию.
В 1860-х Плещеев писал о проходивших в России либеральных реформах Александра II — земельной, судебной, образовательной. Поэт не одобрил отмену крепостного права в 1861 году. Он считал, что правительство отдает «бедного мужика на жертву чиновничьему грабежу». В стихотворениях этого периода Плещеев призывал устроить в России революцию по образцу Франции. Поддерживал он и студенческие протесты. В стихотворении «Лжеучителям» он поддержал революционную молодежь. Поводом для написания этого произведения стала лекция профессора Московского университета и юриста Бориса Чичерина, который призывал бороться с «анархией умов».
На лирику Плещеева этих лет повлияло творчество Николая Некрасова — поэт обратился к теме народа. В стихотворении «Сельская песня» он писал о проблеме образования крестьян:
Если волов я не так запрягаю,
Нету во мне для хозяйства пути,
Если в избе я тебе докучаю,
В школу, родная, меня отпусти.
Среди творчества Плещеева была и пейзажная лирика, в том числе стихотворения «Скучная картина», «Весна» («Опять весной в окно мое пахнуло»), «Тучи».
Продолжил Плещеев писать и прозу. В рассказах и новеллах он писал о тяжелой жизни городской бедноты, самоуправстве помещиков. В 1860 году в Москве вышел сборник прозаических произведений писателя в двух частях «Повести и рассказы А. Плещеева». Критики отмечали общественную значимость тем, которые поднимал Плещеев, но упрекали его в старомодности.
«Что же, сказалось ли что-нибудь в этой массе печатной бумаги, имеет ли этот десяток больших и малых повестей какое-нибудь отношение к тому, что занимает теперь наше общественное внимание? Или это повести просто для упражнения в процессе чтения? <…> Рассказы г. Плещеева никак не могут быть отнесены к последнему разряду. Элемент общественный проникает в них постоянно и этим отличает от множества бесцветных рассказов тридцатых и пятидесятых годов. <…> Теперь покамест повести, о которых мы говорим, читаются, хотя уж и не с тем интересом, как пятнадцать лет тому назад. Но уже и теперь являются запросы, которым герои подобных повестей решительно не в состоянии удовлетворить». (Николай Добролюбов, статья «Благонамеренность и деятельность», журнал «Современник», 1860 год)
Плещеева упрекали и в «неопределенности». Поэт пытался выработать собственную политическую позицию и в своих произведениях зачастую поддерживал противоположные точки зрения. Достоевскому он писал: «Нужно сказать новое слово, а где оно?».


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев