М. Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города". (1870).
Свой сатирический роман-обозрение "История одного города" автор выдал за найденные в архиве тетради летописца, будто бы жившего в 18 веке, а себе отвёл лишь скромную роль издателя его записок. Царей и царских министров он представлял в образах градоначальников, и государственный режим - в образе города Глупова.
"История одного города" - в сущности, сатирическая история русского обшества", - писал И. С. Тургенев. Вся жизнь города Глупова нелепая, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители - злобные, жестокие куклы; цель их - уничтожение всего разумного. Фамилии - клички указывают на паразитизм и враждебность этих носителей власти всему человеческому, олицетворяют самодержавие и произвол: Органчик (Брудастый), Прыщ (Фаршированная голова), Бородавкин, Негодяев,
Перехват-Залихватский, Угрюм-Бурчеев и т. д.
Защищая права сатирик на карикатуру приувеличение, Салтыков-Щедрин указывал на саму действительность, которая "на каждом шагу обличает самое себя в преувеличении". Богатство сатирической палитры романа поражает: от весёлого, искрометного юмора, язвительной иронии до беспощадного сарказма и разящего гротеска. Но его сатирическая фантастика в сущности своей реалистична, правдивая, нереальны лишь внешние черты образов и событий.
Так Брудастый-Органчик, в голове которого вместо мозга примитивный
механизм-органчик, исполняющий только две мелодии "Разорю!" и "Не потерплю!", правит городом так же, как реально существующие правители. При въезде в губернию он порет ямщиков, а затем денно и нощно строчит "все новые и новые понуждения". По его приказам "хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают". Такое управление было испытано веками. Недаром смотритель народного училища на вопрос глуповцев: "Бывали ли в истории примеры, чтобы люди распоряжались, вели войны и заключали трактат, имея на плечах порожний сосуд? " - отвечает, что подобное вполне возможно, что некий правитель "Карл Простодушный... имел на плечах хотя и не порожний, но все равно как бы порожний сосуд, а войны вёл и трактат заключал".
Разящая сатира Салтыкова-Щедрина заклеймила в образах градоначальников деспотизм и антинародность самодержавно-крепостнической системы и предрекла её гибель. История правления Угрюм-Бурчеева завершается мощным взрывом народного возмущения, после которого градоначальник "исчез, словно растаял в воздухе" и "история прекратила течение свое" - история безумных правителей и забитых, покорных его глуповцев. Но длинная история народа подобна горной реке, остановить которую бессильны неистовые Угрюм-Бурчеевы.
Писатель верил в крушение глуповского строя, в победу бессмертных идей демократии и прогресса. Его мощная сатира служила пробуждению народного самосознания, доказывала, что власть Бородавкиных и Бурчеевых держится на невежестве, покорность, рабской приниженности глуповцев. Сочувствия бесправному народу, сатирик вместе с тем сурово обсуждал самоуничижение, смирение глуповцев, покорно надевающих на свою шею ярмо раба.
Нет комментариев