Часть 1
ЛИКВИДАЦИЯ: НАЧАЛО
5 марта 1953 года ,после смерти И. В. Сталина меняется руководство страны.
В марте 1953 года начинают приниматься стратегические решения вне логики и принципов прежней организации экономической системы. Отметим наиболее существенные из них.
В части государственного планирования и организации управления
15 марта 1953 года в срочном порядке принимается Закон о преобразовании Министерств, в соответствии с которым ликвидируется Госснаб—ключевой организующий, интегрирующий орган, обеспечивающий в режиме реального времени слаженную работу межотраслевых кооперационных цепочек, горизонтальную связанность между собой предприятий различных отраслей экономики, контроль поставок.
На момент своей ликвидации Госснаб обеспечивает снабжение продукцией до 30 000 позиций номенклатуры . Напомним, что о важности этого ведомства говорит тот факт, что из членов Правительства руководители только двух органов управления — Госснаба и Госплана — входят в состав высшего политического руководства страны .
Этим же Законом от 15 марта проводится значительное — более чем в три раза укрупнение министерств и ведомств.
Например, Министерство высшего образования, Министерство кинематографии, Министерство труда, Комитет по делам искусств, Комитет радиоинформации, Главполиграфиздат объединяются в одно ведомство — Министерство культуры. Министерства легкой промышленности, рыбной промышленности, пищевой промышленности, мясной и молочной промышленности объединяются в одно ведомство — Министерство легкой и пищевой промышленности.
Министерство государственной безопасности и Министерство внутренних дел объединяются в одно ведомство — Министерство внутренних дел. В результате управление хаотизируется, возникает несоответствие содержания и сложности объекта управления структуре субъекта управления, подрывается специализация министерств.
( Закон опубликован «Ведомости Верховного Совета СССР» 1953 г. № 3 )
Такая перекройка работы Правительства вносит дезорганизацию в весь процесс управления.
В 1965 году в силу управленческой необходимости Госснаб вновь создаётся Уже через год становится понятна нежизнеспособность конструкции — министерства начинают разукрупнять.
В целом 15 марта 1953 года стартует продолжающийся далее более 10 лет интенсивный процесс постоянных, порой хаотичных и судорожных, противоречащих друг другу и разнообразных изменений системы государственного управления.
«Перестановка стульев и табличек» становится способом реализации государственной политики. Возникает опасная иллюзия, что если просто переименовать орган управления, то проблемы, находящиеся в его ведении, сами собой решатся.
Но вот только, например, от разделения руководящих органов на промышленные и сельскохозяйственные ни промтоваров, ни сельхозпродукции больше не становится.
В части больших проектов и опережающего создания инфраструктуры 21 марта 1953 года в Президиум Правительства поступает совершенно секретный доклад с приложением проекта Постановления Правительства, в котором предлагается «прекратить или полностью ликвидировать строительство» ряда стратегических объектов, как сказано, «осуществление которых не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства». В качестве дополнительного мотива указывается: «Прекращение или ликвидация некоторых объектов строительства целесообразно также вследствие того, что эти стройки требуют расхода значительного количества металла, строительных и других технических материалов, оборудования, а также рабочей силы» .
25 марта 1953 года в срочном порядке принимается совершенно секретное Постановление Правительства № 385 «Об изменении строительной программы 1953 года»
Вот этот документ ;
Проект постановления Совета Министров СССР
«Об изменении строительной программы 1953 года»
21 марта 1953г. Совершенно секретно
Проект
Об изменении строительной программы 1953 года
Учитывая, что строительство ряда гидротехнических сооружений, железных, шоссейных дорог и предприятий, предусмотренное ранее принятыми постановлениями Правительства не вызывается неотложными нуждами народного хозяйства,
Совет Министров СССР постановляет:
1 Прекратить строительство следующих объектов:
а) гидротехнических сооружений
— Главный Туркменский канал;
— самотечный канал Волга — Урал;
— Волгобалтийский водный путь;
— гидроузлы на Нижнем Дону;
— Усть-Донецкий порт;
б) железных и автомобильных дорог
— железная дорога Чум — Салехард — Игарка, судоремонтные мастерские, порт и поселок в районе Игарки;
— железная дорога Комсомольск — Победино;
— тоннельный переход под Татарским проливом;
— железная дорога Апатиты — Кейва — Поной;
— железная дорога Варфоломевка — Чугуевка — бухта Ольга;
— железная дорога Чугуевка — Сергеевка;
— железная дорога Архангельск — Ручьи — Мезень;
— железная дорога Красноярск — Енисейск;
— железная дорога Петропавловск-Камчатский — Усть-Большерецк;
- автомобильная дорога Усть-Большерецк — Озеровский рыбкомбинат;
— автомобильные дороги на Кольском полуострове, в Архангельской
и Мурманской областях и на побережье Балтийского моря;
в) промышленные предприятия
— Кировский химический завод;
— Черногорский завод искусственного жидкого топлива;
— Араличевский завод искусственного жидкого топлива;
-- верфь металлического судостроения в Осетрово».
2. Обязать министерства: путей сообщения (т. Бещева), электростанций и
электропромышленности (т. Первухина), сельского хозяйства и заготовок СССР (т. Козлова), морского и речного флота (т. Шашкова), металлургической промышленности (т. Тевосяна), нефтяной промышленности (т. Байбакова), химической промышленности (т.Тихомирова):
а) в двухнедельный срок разработать и представить в Совет Министров СССР мероприятия по проведению консервации или ликвидации указанных в п. 1 строительств и сметы расходов на эту цель;
б) принять меры к полной сохранности незаконченных строительных объектов, привести их в годное для консервации состояние и обеспечить использование имеющихся на прекращаемых строительством объектах подсобных предприятий, оборудования и материалов для других хозяйственных целей.
3. Обязать Госплан СССР:
а) внести необходимые изменения, вытекающие из настоящего постановления, в планы соответствующих министерств на 1953 год;
б) снять фонды на металл, топливо, строительные материалы, оборудование и другие фонды, выделенные на 1953 год для объектов, прекращенных строительством.
4. Обязать Министерство обороны СССР (т. Василевского):
а) прекратить комплектование двух дорожностроительных дивизий, предусмотренных Постановлением Совета Министров СССР от 30 января 1953 года за № 273-126-с, на которые возложено выполнение работ по строительству железной дороги Петропавловск-Камчатский — Усть-Большерецк и автомобильной дороги Усть-Большерецк — Озерковский рыбкомбинат;
б) расформировать дорожные военно-строительные части, сформированные на основании Постановления Совета Министров
№ 3865-1767сс от 8 октября 1951 года, для выполнения работ по строительству дорог на Кольском полуострове, в Архангельской области и на побережье Балтийского моря.
5. Обязать Министерство финансов СССР внести изменения в балансы доходов и расходов на 1953 год по министерствам в соответствии с настоящим постановлением.
ГАРФ. Ф. 9401. Оп.2. Д. 416. Л. 17-19. Машинописная копия.
Опубликовано: «Исторический архив», № 4. 1996 г. Стр. 142—143.
Ликвидируются 20 крупнейших проектов, в основном инфраструктурных.
На момент принятия этого решения по 75% проектов уже идет строительство.
К марту 1953 года в рамках строительства Трансполярной железнодорожной магистрали выполнено 51,7 % строительно-монтажных работ, около 700 км путей находится в рабочем состоянии. Идея строительства Трансполярной магистрали, соединяющей районы бассейнов Печоры и Оби с портом Архангельска, возникает еще в XIX веке. В рамках этой идеи реализуются отдельные проекты вплоть до второй половины 1930-х годов.
В 1937-м начинается строительство железной дороги Котлас— Воркута, движение по которой открывается 28 декабря 1941 года.
В 1942 году вводится в строй участок Вельск — Котлас — Печора. Это дает возможность использовать воркутинский уголь в условиях недоступности топлива из находящегося в оккупации Донбасса и отдаленности от центральных регионов страны Кузбасса. Северо - Печорская дорога вносит достойный вклад в Победу.
Освоение севера России получает новый импульс с развитием Норильского металлургического комбината. Решением Правительства от 29 января 1949 года Северо-Печорская дорога продолжается до Игарки. Общая протяженность магистрали Чум— Салехард — Коротчаево — Игарка составляет без малого 1500 км.
Тем не менее строительство Трансполярной магистрали и все упомянутые выше стратегические проекты ликвидируются. Недостроенные объекты бросаются. В основе данных проектов лежат исследования естественных производительных сил, разработки нескольких десятков НИИ и подготовленный к началу 1950-х годов прогноз диспропорций в развитии отечественной экономики, который показал, что во многих регионах страны требуется развитие транспортной инфраструктуры, энергетических мощностей и промышленных отраслей, в том числе на базе местного сырья. Без стратегических, инфраструктурных проектов, связывающих эти регионы, они будут всё в меньшей степени участвовать в экономическом взаимодействии с другими регионами — отставать в развитии.
Ярким свидетельством этого становится открытие в 1966 году гигантского Уренгойского газового месторождения. Его первооткрыватели используют в качестве жилых и хозяйственных помещений объекты, оставшиеся от строителей Трансполярной магистрали, которая должна была пройти непосредственно в данном районе.
Многие реальные участники освоения этих месторождений говорят о том, что проектировщики инфраструктуры буквально предвидели открытие газовых запасов. Но в основе этого предвидения, конкретного выбора маршрутов не случайное совпадение, а глубокое понимание, исследование естественных производительных сил, стратегическое видение перспектив пространственного развития страны на десятилетия вперед.
И закономерна постановка вопроса, насколько эффективнее, с меньшими затратами и большей отдачей осваивались бы месторождения при наличии заранее созданной базовой инфраструктуры. Это урок, о котором полезно помнить сегодня при решении вопросов стратегического развития инфраструктуры, руководствуясь не ведомственными интересами и конъюнктурными соображениями, а долгосрочными горизонтами развития в интересах страны.
В феврале 1954 года Государственный департамент США даёт оценку влияния принятых решений на развитие экономики России: «…Промышленное развитие и развитие транспортных связей между регионами может замедлиться ввиду отмены промышленной программы 1953–1954 годов… В стране сделан упор на сельское хозяйство и, в основном, на освоение обширных целинных земель, что продлится, самое меньшее, пять-шесть лет. Это обстоятельство тоже может привести к замедлению индустриального развития…»
В силу хозяйственной необходимости к ряду из этих проектов возвращаются в 60– 70-е годы. При этом актуальность многих из них со временем нарастает.
Комментарии 6