История Янтарной комнаты полна легенд и вопросов без ответов. Главные загадки: зачем несколько поколений императоров создавали в течение 70 лет комнату из янтаря, материала, столь не подходящего для монументального строительства. Из него ничего крупнее шахматной доски или оправы для зеркала не делали, а тут комната площадью 96 квадратных метров! Второй вопрос, интересующий многих, – где же находится подлинная Янтарная комната? Сейчас в Екатерининском дворце города Пушкин вы можете посетить восстановленную к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарную комнату.
История возникновения Янтарной комнаты. Пруссия
Долгое время считалось, что спроектировал Янтарную комнату архитектор и скульптор А. Шлютер. На сегодняшний день установлено, что автором комнаты являлся зодчий Эозандер. В XVII-XVIII вв. необработанный кусочек янтаря весом свыше 75 граммов ценился на вес серебра. Пруссия была европейским центром обработки янтаря, который называли «золотом Балтийского моря». Из него изготавливались драгоценные дипломатические подарки.
В 1701 году только что коронованный король Пруссии Фридрих I, ничего не жалевший для увеличения блеска берлинского двора, взялся за перестройку своей столицы. Его супруга, королева София-Шарлотта, хотела превратить летний дворец Литценбург в изысканное здание под стать Версалю. Проект «превращения» разработал архитектор Эозандер. В 1709 году заказчица Янтарной комнаты София-Шарлотта скончалась, в память о ней Литценбург переименовали в Шарлоттенбург, а янтарными панелями Фридрих I решил украсить галерею во дворце Ораниенбурга.
Длина новой галереи превосходила предыдущий проект на 30 метров, устройством ее также занимался архитектор Эозандер. Но в 1713 году король скончался, и янтарные панели не были установлены. Незадолго до этого, во время одного из визитов в Берлин, российский император Петр I осмотрел готовые янтарные панели, пришел в восторг и изъявил желание иметь у себя такие же.
Второй прусский король Фридрих-Вильгельм I славился скупостью и сразу после коронации в 1713 году отменил все дорогостоящие работы, начатые отцом. Однако он приказал установить янтарные панели в один из кабинетов берлинского королевского замка. Это последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания Янтарной комнаты в Берлине до отправки в Петербург.
Янтарная комната в России
В 1716 году в связи с заключением союза между Россией и Пруссией король Фридрих-Вильгельм I преподнес Петру I подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Российский император тогда писал своей супруге Екатерине: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». В качестве ответного дара прусскому королю отправили пятьдесят пять гренадеров исполинского роста, пополнивших Потсдамскую гвардию. В 1717 году с величайшей осторожностью «янтарный убор» в восемнадцати больших и малых ящиках был доставлен в Петербург, к нему прилагалась инструкция по распаковке и сборке.
Документально подтверждено, что воспользовалась ценным подарком из Берлина только дочь Петра I Елизавета, она в 1743 году приказала разместить янтарные панели в строящемся Третьем Зимнем дворце. Для ремонта янтарных деталей был приглашен итальянец А. Мартелли. Но готовых изделий для украшения нового интерьера было мало, поэтому архитектор Ф. Б. Растрелли добавил зеркальные пилястры и расписанные «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году прусский король Фридрих II, желая расположить к себе Елизавету Петровну, подарил еще одну янтарную панель, изображения на которой славили русскую императрицу. В 1746 году Янтарная комната была собрана и стала служить местом для официальных приемов.
Для окончательного размещения Янтарной комнаты в Екатерининском дворце к 1770 году в царскосельской мастерской приглашенные иностранные мастера изготовили много различных панелей и деталей, на что ушло 450 кг янтаря.К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. На четыре больших панно комнаты установили флорентийскую мозаику из цветных камней, изображавшую аллегории пяти чувств: зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Эта мозаика была сделана во Флоренции в 1750 году. Дополнительно в комнате поставили маленький янтарный столик, наборные комоды русской работы и витрины с одной из самых больших в Европе коллекций изделий из янтаря XVII-XVIII веков.
Похищение комнаты
Не считая мелких ремонтов, выполняемых смотрителем, до 1941 года было проведено четыре крупных реставрации «янтарного чуда».
Во время Второй мировой войны убранство Янтарной комнаты было похищено и размещено немцами в музее янтаря в Кенигсбергском замке. Это было последним местом, где ее демонстрировали. В 1944 году после отступления немцев из Кенигсберга янтарные панели были разобраны и вывезены в неизвестном направлении. С тех пор янтаную комнату больше никто не видел.
Во время Второй мировой войны убранство Янтарной комнаты было похищено
Современное время
В июле 1979 года советом министров РСФСР было принято решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской.
Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В 2000 году в Царское Село вернулись обнаруженные в Германии флорентийская мозаика и наборный комод «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты. Двадцать четыре года длились работы по восстановлению Янтарной комнаты, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 3