Ещё в Ветхом Завете Бог сказал о Пасхальной ночи: «это ночь бдения Господу из рода в род» (Исх. 12:42). Все сыны Израилевы должны были собраться в домах и вкусить от пасхального агнца, а кто не вкусит, истребится душа та от народа своего — Ангел губитель погубит его (Числ. 9:13).
Та же Божия заповедь сохраняется и сейчас: Великое бдение Пасхальной ночи должно сопровождаться вкушением Пасхального Агнца — Христа. Начало этому положил Сам Господь, открывший Себя апостолам в преломлении Хлеба (Лк. 24). Не случайно, что все встречи Воскресшего Христа с учениками сопровождались таинственными трапезами. Так Он давал им почувствовать ту радость, которая приготовлена верным в Царстве Небесного Отца.
И святые апостолы установили праздновать святую Пасху святейшим Причащением. Уже в Троаде апостол Павел по обычаю совершал ночную Литургию в день воскресный (Деян. 20:7). И все древние учителя Церкви, упоминая празднование Пасхи, в первую очередь говорили о пасхальном Причащении.
Так, Златоуст вообще отождествлял Пасху и Причащение. Для него (и для всего церковного собрания) Пасха совершается тогда, когда человек причащается. А «оглашенный никогда не совершает Пасхи, хотя и постится ежегодно, потому что он не участвует в приношении Евхаристии».
Важно всем верным причащаться Господу и всю последующую Светлую седмицу. Поэтому в поздние времена, когда многие стали удаляться от Христова Духа и начали уклоняться от Причащения на Светлой седмице, то отцы Трулльского Собора (так называемого Пято-Шестого Собора) 66 правилом засвидетельствовали изначальное Предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище».
Нет комментариев