Вокалист немецкой группы Rammstein Тилль Линдеманн выпускает сборник стихов. Прогулка со всемирно известной звездой.
Всё происходит на востоке Берлина: на аллее Карла Маркса, между панельными домами и офисным зданием сталинской постройки 1953-го года. Моросит дождь. Вокалист немецкой группы Rammstein, который уже представил свой сборник стихов «In stillen Nächten» на десятом этаже башни на Frankfurter Tor, пытается поймать такси на улице. Мы стоим на остановке ночного автобуса, и Тилль Линдеманн, известный своим недоброжелательным настроем и немногословностью во время интервью рассказывает, что сегодня всё прошло относительно хорошо:
«Мы договорились, что вопросов о Rammstein не будет, будут только о сборнике стихов. Всё прошло хорошо» Сейчас, после интервью, должна начаться самая приятная часть вечера, можно позадавать вопросы, но не особо острые. Попозже он хотел бы поужинать в «Steakhouse Grill Royal», потом отправиться на открытие выставки. Идет дождь, и из-за этого не удается поймать такси. Тилль Линдеманн заговорил первым, при этом начал весьма забавно: «Так или иначе, я недоволен».
Животрепещущий вопрос вокалисту рок-группы, который последние 4 года почти полностью провёл в мировом турне, и тексты которого выкрикивали по 30 тысяч человек на каждом из американских стадионов: он — восточный немец? «От и до». И восточный немец объясняет: «Когда я отправляюсь в AppleStore на Ku'damm (прим. бульвар в Берлине), я говорю: «Я поехал на запад». Тилль Линдеманн показывает на яркую вывеску Frankfurter Tor (прим. ст.метро в Берлине): давай поедем на метро. «Серьёзно? В самом деле? С вокалистом Rammstein так просто можно поехать в берлинском метро? Вот мы уже бежим по эскалатору вниз, и он улыбается, потому что, конечно же, знает, что тут он дал репортёру отличный материал: Рок-звезда настаивает, чтобы мы поехали зайцем.
Интервью в баре на десятом этаже прошло немного скомкано: прекрасный вид на панельные дома. Что можно сказать о сборнике стихов, который вышел в 2013? Когда в последний раз случалось, что немецкие стихи обладали значимостью и имели широкий круг читателей? При Бертольте Брехте? А, может, при Энценсбергере или при Роберте Гернхардте?
Фигура Тилля, независимо от его слов, производит свое собственное, отдельное впечатление. Тилля Линдеманна (50 лет) можно испугаться: он производит впечатление человека сильного, мощного, могучего. Он выглядит как рок-звезда, способная кидаться скалами. Волосы покрашены в белый, несколько пирсингов в брови. Но лишь со второго взгляда замечаешь, что от фигуры Тилля Линдманна исходит доверительная дружелюбность, как от медведя Балу. Поражает и его голос: он говорит не сжатым, мрачным голосом, который фанаты слышат со сцены, а необычно нежным, открытым. Его злой рок-н-ролльный голос мог бы принадлежать злодею в радиоспектале для детей. Знает ли он, что обладает двумя абсолютно разными голосами? Терпеливый собеседник Тилль Линдеманн: «Бас - для работы. Обычно же я говорю баритоном».
Интервью с Тиллем Линдеманном. Почему так непросто разговаривать с такой рок-звездой? Очевидное объяснение: группа Rammstein на протяжении последних двадцати лет очень успешно и искусно создает сценическое шоу - поэтому не так-то легко за этой стеной огня и дыма и ревущими гитарами заметить самого Тилля Линдеманна. Он - рок-звезда с раскатистым «р». Он - рок-звезда с горящими ангельскими крыльями. Он - рок-звезда, которая выходит, впечатывая каждый шаг в древнюю арену на юге Франции в бриджах и с убранными назад волосами. Своеобразный театр Rammstein - для выходцев из западногерманских городов он представляет собой эстетический вызов на грани фола. Всю эту готическую, садомазохистскую чушь с горящими крестами и в лакированной коже они обрушивают на Москву, Токио и Буэнос-Айрес - Бог ты мой. Опрометчивые утверждения, что Rammstein, возможно, относятся к правым, в последние годы сходят на нет: нацисты не одобряют рок-звезд в розовых меховых шубах. (Цитата философа Славоя Жижека: «Rammstein непристойнейшим образом саботируют фашистскую утопию»).
Могу я рассказать вам вкратце, как я познакомился с музыкой Rammstein? Это было в 1997 году в Санта-Барбаре, этаком гетто для богачей в Лос-Анджелесе, где я брал интервью у очень известной тогда фотомодели Гвиневеры Ван Синнис. Эта модель ездила на Форде Мустанг и поставила песню Rammstein, которая только что появилась на саундтреке к фильму «Шоссе в никуда» Дэвида Линча. "Как, вы не знаете? - спросила модель. - Это Rammstein - отличный, отличный рок из Германии". Модель, Ford Mustang , Калифорния, рок-музыка из Восточной Германии: оказывается, все не так плохо.(продолжение в комментариях)


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Написание стихов доставляет удовольствие
А теперь небольшой черный сборник стихов "Тихими ночами" (издательство «Verlag Kiepenheuer & Witsch»). В нем около ста стихотворений, с такими названиями как “Sinn” (“Смысл”), “Angst” (Страх), “DieHure” (“Шлюха”), “ZurSee” («К морю») и “Nachtigall” («Соловей»). На Тилле Линдеманне, как известно, лежит ответственность за написание текстов для группы Rammstein. Тот, кто знаком с текстами Rammstein, будет немного удивлен. В стихотворениях снова можно будет встретить некоторые из тем, озвученных в хитах Rammstein: желание, которое не может обойтись без боли. Можно сказать, что поэту Тиллю Линдеманну уже давно приходится жить в теле, одержимым неприятными, отвратительными, извращенными стремлениями. Также можно встретить темы смены пола (“Größer Schöner Härter” («Больше красивее твёрже»)) и некрофилии (“Tierfreund” («Друг животных»)). Конечно, хорошие тексты для песен не гарантируют хороших с...ЕщёНаписание стихов доставляет удовольствие
А теперь небольшой черный сборник стихов "Тихими ночами" (издательство «Verlag Kiepenheuer & Witsch»). В нем около ста стихотворений, с такими названиями как “Sinn” (“Смысл”), “Angst” (Страх), “DieHure” (“Шлюха”), “ZurSee” («К морю») и “Nachtigall” («Соловей»). На Тилле Линдеманне, как известно, лежит ответственность за написание текстов для группы Rammstein. Тот, кто знаком с текстами Rammstein, будет немного удивлен. В стихотворениях снова можно будет встретить некоторые из тем, озвученных в хитах Rammstein: желание, которое не может обойтись без боли. Можно сказать, что поэту Тиллю Линдеманну уже давно приходится жить в теле, одержимым неприятными, отвратительными, извращенными стремлениями. Также можно встретить темы смены пола (“Größer Schöner Härter” («Больше красивее твёрже»)) и некрофилии (“Tierfreund” («Друг животных»)). Конечно, хорошие тексты для песен не гарантируют хороших стихов. Иногда Линдеманн вспоминает о принципе рок-н-ролла - шокировать, и тогда поэт хочет быть плохим мальчиком. В стихотворении “Elegie für Marie Antoinette” («Элегия к Марии-Антуанетте») – о мой бог! - он требует орального секса с отрубленной головой. И, конечно, тема любви: в поэзии Линдеманна, как и в песнях Rammstein, много печали.Если современная поэзия всегда осторожно пользуется словами, ставит проблему отношения выражения к содержанию, то эти стихи отходят от современной или даже авангардной традиции. В стихах присутствует очень классическое звучание. (Или, подождите: мы обманываем самих себя? Или в стихах проблёскивает ирония? Или этот очевидно устаревший немецкий язык может быть употреблен с насмешкой?) Любимое слово Линдеманна - "сердце", он употребляет его в каждом втором стихотворении (еще любимые слова: боль, кровь, душа, нож, любовь, ребенок, слезы). Автор также не боится пользоваться словарным запасом братьев Гримм, наподобие (например) "Sternlein" (звездочка) или "Ränzlein" (котомочка, узелок). Если читатель откроет сборник на стихотворении "Ich bin ein trefflich Schusterjung" ("Я отличный молодой сапожник"
В ресторане GrillRoyal он сейчас заказал рубленую говядину (татар) на закуску и стейк без гарнира как основное блюдо. Интересно то, как Линдеманн общается с официантами - доброжелательно, без глупой фамильярности, столь любимой звездами - видно, что карьера рок-звезды его не испортила. Он сохранил привлекательную скромность. Видит ли он себя поэтом? Он начал сочинять довольно поздно, лет в тридцать. Поэт думает - может ли человек, выучившийся на плотника, действительно овладеть словом?
...ЕщёЛиндеманн, сын детского писателя книгу и журналистки в области культуры, провел детство среди книг в деревне недалеко от Шверина («В восточной Германии телевидение не играло никакой роли»). Литературой своей юности он называет Хемингуэя, Сэлинджера и восточно-германского провокатора Стефана Хейма, Йоахима Сейпелла , Криста Вольфа. Линдеманн вращался в среде художников, скульпторов и писателей. Нравится ли ему понятие "интеллигенция"? "Понятия не имею. Я довольно прос
В ресторане GrillRoyal он сейчас заказал рубленую говядину (татар) на закуску и стейк без гарнира как основное блюдо. Интересно то, как Линдеманн общается с официантами - доброжелательно, без глупой фамильярности, столь любимой звездами - видно, что карьера рок-звезды его не испортила. Он сохранил привлекательную скромность. Видит ли он себя поэтом? Он начал сочинять довольно поздно, лет в тридцать. Поэт думает - может ли человек, выучившийся на плотника, действительно овладеть словом?
Линдеманн, сын детского писателя книгу и журналистки в области культуры, провел детство среди книг в деревне недалеко от Шверина («В восточной Германии телевидение не играло никакой роли»). Литературой своей юности он называет Хемингуэя, Сэлинджера и восточно-германского провокатора Стефана Хейма, Йоахима Сейпелла , Криста Вольфа. Линдеманн вращался в среде художников, скульпторов и писателей. Нравится ли ему понятие "интеллигенция"? "Понятия не имею. Я довольно простой парень с очень бюджетным образованием". Правда ли, что лирика в ГДР имела сравнительно большое социальное значение? Действительно, отец Тилля возглавлял в ГДР кружок рабочих-писателей". Там встречались люди всех слоев общества, служащие и рабочие, и писали стихи под руководством моего отца". Как поэт-песенник и просто поэт Линдеманн ощущает на себе влияние ГДР: "Было запрещено открыто выступать против государства, поэтому в литературе и поэзии использовались иносказания. На всю жизнь осталось мнение, что язык должен только намекать, но никогда не должен называть" .
Что отличает стихотворения Линдеманна от текстов Rammstein? "Написание стихов доставляет удовольствие, поэтому я делаю это для себя. Писать тексты - это кошмар". И Линдеманн рассказал о работе над текстами: он пишет стихи на музыку на предложенную ему тему, пока каждый из шести членов группы не будет доволен: это может занять довольно приличное время. Стихи же наоборот: они рождались сами на протяжении многих лет - в аэропортах, в туристических автобусах и в гостиничных номерах. "Чтобы я мог писать стихи, я должен иметь возможность путешествовать. В Берлине меня, как ни странно, муза не посещает". Можно ли ожидать, что один из стихов этого сборника будет переделан в песню Rammstein? "Это очень легко себе представить. Некоторые из стихов уже висели на стене в репетиционной". Идеальным местом для поиска вдохновения и подходящих слов Линдеманн назвал свой загородный дом в Мекленбурге-Передней Померании, два часа на север от Берлина. Еще два бокала к
...ЕщёЧто отличает стихотворения Линдеманна от текстов Rammstein? "Написание стихов доставляет удовольствие, поэтому я делаю это для себя. Писать тексты - это кошмар". И Линдеманн рассказал о работе над текстами: он пишет стихи на музыку на предложенную ему тему, пока каждый из шести членов группы не будет доволен: это может занять довольно приличное время. Стихи же наоборот: они рождались сами на протяжении многих лет - в аэропортах, в туристических автобусах и в гостиничных номерах. "Чтобы я мог писать стихи, я должен иметь возможность путешествовать. В Берлине меня, как ни странно, муза не посещает". Можно ли ожидать, что один из стихов этого сборника будет переделан в песню Rammstein? "Это очень легко себе представить. Некоторые из стихов уже висели на стене в репетиционной". Идеальным местом для поиска вдохновения и подходящих слов Линдеманн назвал свой загородный дом в Мекленбурге-Передней Померании, два часа на север от Берлина. Еще два бокала красного вина и вопрос о лирическом герое: Это сам автор говорит о себе в стихах? Или поэт и рок-звезда - вымышленные персонажи? Тилль заколебался. "Некоторые стихи автобиографичны, другие - нет". Помогите! - что еще может сказать поэт? Поэт говорит: "Я что-то выписываю, оставляю полежать, снова и снова перечитываю, пока стихотворение не примет подходящую форму, и потом я часто ужасаюсь: Помогите, ведь это же я!" Линдеманн красноречиво рассказывает о своем любимом любовном стихотворении “UnruhigeNacht” («Беспокойная ночь») Конрада Фердинанда Мейера. Хорошо.
Открытие выставки на Августштрассе. Много приветов, объятий, тостов. Здесь встречаются старые друзья. Галереей владеет старый друг, который в молодости играл с Тиллем в шверинскойпанк-группе. Концепция выставки в том, чтобы одни друзья показали другим, что висит у них дома. (Тилль предоставил работы Готфрида Хельвайна и Маркуса Люпертса). Обои под покраску. Жонглер с гитарой поет песни Нэйла Янга. Как ни странно, атмосфера в галерее напоминает девяностые с их неповторимо оптимистическим настроем: Как сохранить утопический дух ГДР, не поддаться пагубному влиянию западных денег? Подруга Тилля Линдемана, актриса Софи Томалла, тоже тут. Владелец галереи как раз рассказывал, каким безрассудным был Линдеманн в 1983 году, когда получил от Тилля смс: "Я в пути на прекрасный север. До встречи!" Хорошо написано.