Марию уговорили пойти продавцом в деревенский магазин. Она отговаривалась, что не сильно грамотная. Но ее уговорили.
«Когда приехал ревизор, она не то, чтобы испугалась, но как-то вся затаилась в ожидании того, что будет. Когда закончили все подсчеты и ревизор показал их Марии, она весь вечер и весь следующий день не могла продохнуть. Она плакала, жалея и проклиная себя, и, плача, хотела себе смерти. Недостача оказалась в тысячу рублей. Ревизор сказал, что если они за 5 дней найдут эту сумму, он постарается как-нибудь замять дело. И начались поиски.
Муж Марии Кузьма мысленно прошелся по деревне и вернулся домой ни с чем: одни жили лучше, другие хуже, но каждый в своем доме жил своим, у каждого были свои дырки, на которые он готовил заплатки. Кузьма даже в мыслях не осмеливался просить у них деньги.
Он представлял себе свой обход так: он заходит и молчит. Уже одно то, что он пришел, должно было сказать людям все. Но и они молчат, и это молчание говорит ему больше и яснее всяких слов. Одно только не знает Кузьма, что за этим молчанием – безденежье или скупость, нежелание понять его беду
И все же Кузьма надеялся, что все будет по-другому. Кто-то отмолчится, а кто-то войдет в его положение, скажет просто и легко: «У нас тут, кажется, есть полсотни, на мотор к лету копили, но тебе сейчас они нужнее – возьми»
На третий день Кузьма зашел к председателю.
-Как дела, много собрал? – спросил председатель
- Двести пятьдесят, - ответил Кузьма
- Где остальные хочешь брать?
- Хожу вот, - пожал плечами Кузьма
Председатель велел позвать к нему всех, кто на зарплате. Первым пришел агроном, потом ветеринар, зоотехник, механик.
- Я вот зачем велел вам собраться, - начал председатель. – Завтра у нас зарплата, но тут вот какое дело. Мы не один раз задерживали вам зарплату. Вы как-то перебивались. Я думаю, что такую возможность мы найдем и теперь, а деньги я предлагаю отдать Кузьме. У него, сами знаете, дело хуже некуда. Потом мы ему собираемся дать ссуду, но ему ждать нельзя. Давайте решать. Неволить мы никого в этом деле не можем.
- Меня-то ты в какое положение ставишь? – простонал Кузьма
- Тебя никто не спрашивает, - председатель обратился к специалистам
Они молчали. Кузьма не мог смотреть в их сторону. Он сидел, как на судилище и чувствовал горький стыд взрослого, уже пожилого человека. Он хотел, чтобы ему отказали.
- Дать, конечно, надо, - сказал кто-то
- Мы не пропадем, а Марию могут в тюрьму посадить, - сказал председатель. – Понятно, вы на эти деньги рассчитывали, но в ноябре мы что-нибудь придумаем. Кто не согласен, пускай говорит сразу
- Согласны, чего там! – ответил за всех агроном
Остальные молчали
- Я не понял: мы всю зарплату должны отдать? - заволновался ветеринар
- Не надо полностью, - поднялся Кузьма. – Если вы согласны, я половину возьму
- Ты тут не торгуйся, - оборвал его председатель
- Так у меня совесть-то есть или нету?
- Иди-ка ты к такой-то матери со своей совестью! Совесть у него есть. А у нас, по-твоему, нету совести? Ты думаешь, тебе деньги домой принесут? Дожидайся!
Утром Кузьма пошел к бухгалтеру, чтобы забрать деньги.
- Тут неприятность получилась, - с удовольствием сказал бухгалтер. – Я же не знал, что теперь ты будешь наши деньги получать. Взял и истратил свою зарплату. Купил жене тужурку к зиме, себе валенки.
- А остальное? – спросил Кузьма.
- Остальные у Полины в сейфе.
Кузьма пошел к столику Полины. Она отсчитала деньги и спросила:
- Много еще осталось?
- Теперь опять много
Дома Кузьма сбросил деньги в большую банку. Стало легче. В сенях послышались шаги, вошла жена ветеринара:
- А мы-то как будем жить, Кузьма? Почему так делаешь? Мы их месяц ждали, - голос у нее подрагивал.
Кузьма достал со шкафа банку с деньгами, отсчитал всю зарплату ветеринара и отдал. Но подавая деньги, он вдруг увидел Марию. Кузьме стало стыдно, будто эти деньги он украл у Марии.
Ночью Кузьма проснулся. С ноющей болью выдвинулись мысли о Марии и о деньгах, и, как последнее звено, вспомнился брат, живший в городе. Утром он сказал Марии, что едет к брату, и она вынесла свое решение: брат не даст, потом заплакала. В поезде Кузьма не хотел загадывать, что его ждет впереди. Он отдыхал, но это был отдых подсудимого перед приговором, и он чувствовал это.
Кузьма сходит с поезда и замирает: снег. Большими хлопьями он падает на землю. Кузьма думает, что снег сейчас – это к добру. Он находит дом брата, делает последние до двери шаги и стучит.
Сейчас ему откроют»
Это конец повести. Странно, да? Что же автор хотел сказать, так завершая повесть?


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев