Булгаков Михаил Афанасьевич в Сухуми, май 1928 г. Фото: © Bulgakov Museum (Moscow State Institution of Culture)
Поговорим о застольях
«…Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Правда, возможны исключения. Среди лиц, садившихся со мною за пиршественный стол, попадались иногда удивительные подлецы!» – пишет Булгаков в «Мастере и Маргарите».
Ярко описанные вечера, удивительные блюда и рецепты коктейлей – неужели писатель брал все это из своей жизни? Обратимся к записям близкого круга Булгакова – дневникам Елены Сергеевны Булгаковой и книге «Воспоминания о Михаиле Булгакове».
Сергей Ермолинский, советский киносценарист и драматург, вспоминал застолья на Нащокинском переулке, 3 (последний адрес Булгакова). На стене в прихожей, по его словам, висел плакат с бутылкой и надписью: «Водка – враг, сберкасса – друг». Несмотря на это, стол ломился от алкоголя и закусок.
О вечерах в той же квартире говорил и драматург Алексей Файко: хозяева всегда были гостеприимны и щедры на угощенья. Он также подметил, что Михаил Афанасьевич нередко решал отобедать водкой с рижским бальзамом. Пропорции «коктейля» были поистине медицинскими, четко вымеренными.
В дневниках Елены Сергеевны, упомянутой выше, часто мелькали записи о застольях: дом был полон гостей, за одним столом можно было встретить Анну Ахматову, Викентния Вересаева, Анну Ильиничну Толстую (внучку Льва Толстого) и ее супруга Павла Попова.
Комментарии 1