"Раньше — линейка по рукам, теперь — прокуратура": как изменилась дисциплина в школе за 40 лет
— У нас в школе раньше за опоздание ставили «два». А сейчас в кабинет могут влететь, попутно рассказывая одноклассникам, что «бабка в пятёрочке» долго искала мелочь. И ничего — урок идёт дальше.
Эту фразу я услышал от Валентины Алексеевны — коллеги, с которой работаем бок о бок уже больше двадцати лет. Учитель математики, возраст — 58 лет. Та самая, что пережила реформу 2009 года, внедрение ЕГЭ и успела ещё поработать по старым советским учебникам. Мы часто болтаем в учительской, и если разговор заходит про дисциплину, Валентина Алексеевна кивает:
— Я застала ещё ту школу, где за слова отвечали. Где «воспитание» писалось не в отчетах, а в тетрадях по поведению.
Я тоже помню другую школу. Где в дневнике стояло «поведение — удовлетворительно» или, наоборот, «примерное». Где родители могли сказать: «Нечего жаловаться. Сам виноват». А не «а почему вы наорали на моего сына, он же творческая личность».
В этом году снова заговорили об оценке за поведение. Госдума уже внесла законопроект, и, судя по тому, как быстро его подхватили СМИ, скоро нас ждут обсуждения на педсоветах, родительских собраниях и круглых столах.
Но прежде чем спорить — давайте вспомним.
Что на самом деле изменилось за 40 лет в школьной дисциплине? Стали ли дети хуже, или мы просто по-другому стали смотреть на поведение? И главное — нужна ли сегодня та самая «двойка за поведение», или всё это разговоры тех, кто тоскует по времени, когда «всё было по-другому»?