Удивительная все-таки вещь — дорога. Вроде бы знаешь, куда и
зачем едешь, но всегда есть вероятность найти что-то новое, интригующее и
удивительное. Главное, уметь смотреть и быть любопытным.
Точка 1. Храм Владимирской иконы Божией Матери
54°24′24.1″N 47°35′04.6″E
Повернув на въезде в Тагай направо, в направлении знаменитых «грибных»
лесов, известных, наверное, каждому ульяновцу, едем по асфальтовой
дороге около 10 километров (слава богу, ее починили-таки в этом году).
По сторонам мелькают леса, поля… Вскоре мы просто упираемся в старинную
полуразрушенную церковь в селе Старое Никулино.
Земли, где основано это село, в 1648 году были пожалованы «боярским
детям Любиму Петрову и Ананью Федосееву Микулиным, да братьям Митрофану и
Парфену Петровым Саврасовым, в поместье, за службу по Синбирску».
Первую деревянную церковь в честь иконы Казанской Божией Матери
построили здесь в 1660 году, однако после пожара долгое время в селе
была только часовня.
Строительство нового храма было связано с двумя важными для сельчан
событиями. Первое — явление чудотворной иконы Владимирской Божией Матери
в источнике в соседней деревне Дубенки, а второе — победа России в
Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Деньги на строительство
церкви выделила местная помещица Надежда Васильевна Краевская. Храм был
построен в 1817 году, а вскоре туда была торжественно перенесена и
чудотворная икона Владимирской Божией Матери. Одновременно с
празднованием явленной иконы в селе Старое Никулино устраивалась
однодневная ярмарка. До революции в селе жило около 230 человек, ну а
теперь – дай бог десяток жилых домов. В советское время храму сильно
досталось от новой власти. Его несколько раз взрывали и частично
разрушили. Попытались вырвать крест, но порвав несколько тросов и
веревок, оставили это безнадежное дело.
Поворачиваем налево и дальше едем по асфальтовой дороге. Через
несколько километров будет место, где некогда находилась деревня
Дубенки.
Точка 2. Святой источник Владимирской Божией Матери
54°26′21.1″N 47°33′45.5″E
Поворачиваем налево от храма и по асфальту едем далее. Буквально через 3
км будет тот самый Святой источник Владимирской иконы Божией Матери.
Чтобы не пропустить это место, надо внимательно смотреть в правую
сторону. Характерным ориентиром будет единственная, хорошо наезженная,
грунтовая дорога. Можно остаться на трассе, можно спуститься по
грунтовке – дело вкуса, а разница в расстоянии метров 50. Далее по той
же грунтовке идем пешком через полуразрушенный мост и сразу под ним
виден тот самый источник.
Точной даты явления в деревне Дубенки этой иконы не сохранилось. Однако
остались воспоминания, что с этой иконой сотни людей ежегодно 3 июня
проходили крестным ходом от источника через Старое Никулино и другие
села до Никольской горы. Известен случай, когда процессия с крестами и
хоругвями дошла до Белой горы около деревни Герасимовки, никто из
верующих не мог сделать ни шага, чтобы войти в селение. Это было
истолковано как знак Божий, что герасимовские недостойны принимать у
себя такую святыню, потому что слишком много нагрешили.
К иконе относились очень трепетно и у источника поставили часовню, а
затем перенесли ее в Старое Никулино в новый храм. Долгое время источник
не был оборудован (часовню снесли еще при советской власти). Однако
бывшие местные жители, а от деревни не осталось ни одного дома,
регулярно приезжали сюда помолиться и попить чудесной водицы. Сначала
появилась набольшая будка над трубой, а теперь источник не только
расчищен, но здесь еще организована открытая купель. Теперь это место
вновь стало сказочно красивым, а безупречно прозрачная вода так влечет
тебя искупаться. Есть, правда, одна особенность, которую мне рассказали
местные жители: икона была найдена в десяти метрах от почитаемого сейчас
источника. Там до сих пор сохранился старинный сруб, и местные жители,
набирая святую воду в новом роднике, идут молиться к старому.
Доехать на машине можно только до старого моста, далее пешком.
Едем по асфальту далее и появляется село Чуфарово с его древней историей и старинными храмами.
Точка 3. Аксаковские храмы
54°27′03.7″N 47°29′53.2″E
Продолжаем движение по асфальту и еще через пару километров въёзжаем в
село Чуфарово, в самом центре которого бок о бок стоят два
полуразвалившихся храма – два храма, овеянные нашей симбирской историей.
Когда-то это село принадлежало двоюродной бабке нашего знаменитого
земляка-писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Здесь когда-то была
фантастически красивая усадьба, которую сравнивали с «дворцом
Шахерезады» — так великолепно выглядели расписанные диковинными сюжетами
его стены, удачно гармонирующие с роскошной обстановкой.
Аксаков писал: «Дом поставлен на небольшом косогоре, из которого били и
кипели более двадцати чудных родниковых ключей. Дом, косогор, родники —
все это обхватывалось и заключалось в богатом плодовом саду на
двенадцати десятинах, со всевозможными сортами яблок и вишен». А вот
еще: «Мы рано выкормили лошадей в слободе упраздненного городка Тагая и
еще засветло приехали в знаменитое тогда село Чуфарово. Уже подъезжая к
нему, я увидел, что это совсем другое, совсем не то, что видал я прежде.
Две каменные церкви с зелеными куполами, одна поменьше, а другая
большая, еще новая и неосвященная, красные крыши господского огромного
дома, флигели с колоколенками бросились мне в глаза и удивили меня».
В эту усадьбу, к своему другу детства Михаилу Куроедову, приезжал
генералиссимус Александр Суворов. Сама двоюродная бабушка Надежда
Ивановна Куроедова была описана в романе «Семейные хроники» под фамилией
Куролесова. Она первая в Симбирской губернии попыталась локально
отменить крепостное право. После ее смерти 21 января 1806 года по
духовному завещанию она определила, что все ее крепостные вместе с
землями становятся навеки вольными хлебопашцами. Им же она подарила две
водяные мельницы, луга Бекетовской пустоши, два каменных флигеля и
разведенный ею фруктовый сад. Господский же дом она завещала своему
племяннику, титулярному советнику Тимофею Степановичу Аксакову (отцу
С.Т. Аксакова).
Однако многочисленные родственники сумели оспорить завещание, и вольную
хлебопашцы не получили, а их выступление было подавлено полицией. Ну а
теперь в сегодняшний день. Оба храма находятся в крайне печальном
состоянии. Причем Никольский (он же и самый старинный) был практически
восстановлен силами отца Игоря Пашенцева. Но батюшку Игоря определили на
новое место службы, а на рождество 2013 года случился пожар, оставивший
от храма лишь стены. Теперь в селе единственным действующим храмом стал
дом того же отца Игоря, в котором хранятся как святыни несколько
совершенно не пострадавших от пламени икон. Второй старинный храм сейчас
в лесах. Его по мере сил пытаются спасти несколько послушников.
Вздохнув, едем по асфальту далее. Впереди Старые Маклауши. Это село, где вас ждет сюрприз совсем другого ранга.
Точка 4. Советский заповедник
54°27′40″N 47°27′15″E
В центре села, перед зданием правления КФХ, строит огромная Доска
почета, на которой возвышаются портреты Карла Маркса, Владимира Ленина и
Иосифа Сталина. Под портретами подпись: «Честь Совесть Патриотизм». А
руководит этим хозяйством настоящий коммунист и патриот своей земли
Мусин Рамиль Мухарямович. Он был поставлен руководить хозяйством еще при
Горячеве и до сих пор успешно управляет им, хотя вокруг практически все
разорились. У него до сих пор бесплатная столовая для работников,
украшенная репродукциями Пластова, и идеальный порядок и чистота в селе.
Это место, где начинаешь сомневаться, а правда ли в СССР было все так
плохо…
До соседнего села Новые Маклауши доезжаем по асфальту, поворачиваем в
нем налево и по грунтовым дорогам едем в новое удивительное место.
Точка 5. Петропавловский храм
54°31′31.3″N 47°26′28.6″E
В зависимости от погоды, времени года и вашей машины только вы сами
можете определить, стоит ли туда соваться. Но самые смелые уже через 2
км будут вознаграждены фантастическим зрелищем – огромный каменный храм
стоит в чистом поле.
История этого места довольно необычна: в 1653 году здесь, на берегу
речки с библейским названием Иерусалимка, были пожалованы земли семи
мордовским мурзам, принятым «на государеву службу». Вскоре большая часть
земель осталась за одним из них - князем А.П. Еделевым, основавшим
здесь деревушку.. Его сын И.А. Еделеев построил в 1729 - 1737 годах в
деревне деревянную церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла, и
деревня превратилась из Еделеево в село Петропаловское.
В 1895 году на месте деревянного храма была построена каменная церковь
по проекту архитектора В.Л. Ивановского, которая и стоит до сих пор. В
советское время храм закрыли, а в самом селе в 1922 году было
организовано товарищество колхозников «Совершенство», которое
просуществовало несколько десятилетий. В конце концов колхоз пришел в
упадок, а село перешло в разряд «бесперспективных», люди его покинули,
дома частью сгнили, частью были перевезены. Переименовали и речку при
храме: вместо библейского названия Иерусалимка она превратилась в
Руссалимку. Теперь только одинокий храм возвышается среди полей.
Сохранилось и старинное кладбище, за которым до сих пор ухаживают
потомки старинного села. А те самые послушники, которые сейчас находятся
в Чуфарове, как раз и направлены были на создание в этом храме мужской
обители. Более того, по планам храм будет освещаться только свечами, как
в старые времена, а сами мастерские планируются на берегу речки.
До храма ведет грунтовая дорога, которая иногда разбивается тракторами.
Стоит упомянуть, что мест для разъездов практически нет, так что в
дождливую погоду стоит заранее искать место разъезда.
До храма надо идти по настоящему полю, так что выбирайте соответствующую обувь.
Возвращаемся в Новые Маклауши. Впечатлений за день поездки – хоть
отбавляй. Ну а если еще хочется посмотреть на диковинку, то вам дорога в
село Чирикеево, опять-таки по асфальту.
Точка 6. Последний дом с соломенной крышей
54°31′29″N 47°30′42″E
Именно в этом селе, практически напротив школы, находится последний в
Ульяновской области дом с соломенной крышей. Говорят, что летом сюда
приезжает сама хозяйка и даже живет в нем. Впрочем, эта диковинка уже
очень скоро развалится от старости, а умельцев крыть дома соломой давно
не осталось.
У меня остались детские воспоминания, услышанные более 55 лет назад от чирикеевских старожилов, что деревянная Еделевская церковь была разобрана и перевезена в Чирикеево. Она сохранилась, хотя и обветшалая, рядом с кладбищем. В советское время она использовалась как зернохранилище.
«Храм построен в 1895 г. на средства благотворителей. Престол в нём во имя святых Апостолов Петра и Павла. В 1888 году временно построен молитвенный деревянный дом с престолом во имя Святителя и Чудотворца Николая вместо сгоревшего в том году храма. Церковной земли 3 десятины усадебной и 46 десятин пахотной, из коих 33 десятины находится при селе и 13 десятин при деревне Чирикееве. Капитал церкви 600 рублей. Причт состоит из священника и двоих псаломщиков. Дома: у священника церковный, у одного из псаломщиков собственный, другой псаломщик живёт на квартире. Капитал причта 2784 рублей. Прихожане: в с. Еделеве (население русское) в 104 дворах 307 мужчин и 317 женщин; в сельце Винтерове (при реке Якла, в 3 верстах, население русское) в 40 дворах 125 мужчин и 123 женщины; в сельце Новых Маклаушах (в 2 верстах, население мордовское и татарское; 1 мечеть) в 80 дворах 230 мужчин и 221 женщина; в деревне Чирикееве (Тюрегень при речке Белом Ключе в 5 верстах, население чувашское) в 161 дворе ...Ещё«Храм построен в 1895 г. на средства благотворителей. Престол в нём во имя святых Апостолов Петра и Павла. В 1888 году временно построен молитвенный деревянный дом с престолом во имя Святителя и Чудотворца Николая вместо сгоревшего в том году храма. Церковной земли 3 десятины усадебной и 46 десятин пахотной, из коих 33 десятины находится при селе и 13 десятин при деревне Чирикееве. Капитал церкви 600 рублей. Причт состоит из священника и двоих псаломщиков. Дома: у священника церковный, у одного из псаломщиков собственный, другой псаломщик живёт на квартире. Капитал причта 2784 рублей. Прихожане: в с. Еделеве (население русское) в 104 дворах 307 мужчин и 317 женщин; в сельце Винтерове (при реке Якла, в 3 верстах, население русское) в 40 дворах 125 мужчин и 123 женщины; в сельце Новых Маклаушах (в 2 верстах, население мордовское и татарское; 1 мечеть) в 80 дворах 230 мужчин и 221 женщина; в деревне Чирикееве (Тюрегень при речке Белом Ключе в 5 верстах, население чувашское) в 161 дворе 472 мужчины и 443 женщины. Всего в 385 дворах 1134 мужчины и 1104 женщины. Земская школа в селе Еделеве существует с 60-х годов. Расстояние от Архангельского волостного правления 8 вёрст. Почтовый адрес: с. Городищи».
Источник. Н. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. Симбирск. 1903 г.
Село Городищи ныне находится в Дрожжановском районе Татарстана.
Оказывается как много было храмов в области, почти в каждом селении. И это с1800по 1890гг,кто-то же направлял,заботился,спонсировал,строил все в ручную. А сейчас все забыто, заброшено,нет людей который взял бы да восстановил хоть один храм,оставив свой след...
Сделали! Что бы на город пахали. Высшее образование,карьерный рост.. и сериалы..как приедешь из Хацапетовки в город-ты будешь звездой..как вырваться в люди..и реклама- помада! ты этого достойна..Вот и прутся пачками и становятся рабами системы городской, а что бы не вырвались- кредиты и ипотеки..купи айфон и плати 5 лет.. И всем хочется понтов и подороже..
Комментарии 13
Источник. Н. Баженов. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года. Симбирск. 1903 г.
Село Городищи ныне находится в Дрожжановском районе Татарстана.