В 1911 году Симбирское Городское Управление ходатайствовало перед Министерством Путей Сообщения о направлении Волго-Бугульминской железной дороги на станцию Симбирск Московско-Казанской линии, вместо спроектированного ее подхода к находящемуся возле города разъезду Киндяковка. Рассматривая возможные варианты, Дума предлагала: 1) сделать хозяйственную станцию на южной окраине города (возле Тути), а пассажирскую «с устройством вокзала 1-го и ни в коем случае не ниже 2-го класса» (общую для двух магистралей) практически в центре Симбирска; 2) мост, возводимый Обществом Волго-Бугульминской железной дороги, построить на 400 саженей ниже города между островами Нижним и Телячьим и соединить его веткой с Московско-Казанской железной дорогой близ Симбирска. При соблюдении этих условий Дума безвозмездно передавала Обществу 25 десятин городской земли на южном выгоне. Переговоры с ведомствами привели к благоприятному для города решению, и в 1916 году возле Симбирска был сдан в эксплуатацию «Романовский» мост (после 1917 года мост «Свободы»).
Разрешение на строительство моста было подписано императором в 1910 году. Премьер-министр П.А. Столыпин, посетивший Симбирск осенью того же года, ускорил начало строительства.
Автором проекта моста стал Николай Аполлонович Белелюбский (1845-1922). Это была последняя работа знаменитого инженера, построившего в России около ста мостов. Металлические конструкции были разработаны инженером В.Г. Мерло. Мост из двенадцати пролетов по 158,4 м, на момент открытия был самым протяженным в Европе.Стальные фермы моста изготовлялись на Юзовском заводе (ныне Донецк) и собирались на месте. Н.А. Белелюбский впервые применил для постройки моста не сварочное, а литое русское железо.Гранит для облицовки опор привозили с Урала, а бутовый камень добывался в Симбирской губернии. Всего на возведение моста было потрачено 15 миллионов рублей.Подготовительные работы начались зимой 1911-12 года. Закладка моста состоялась 3 марта 1913 года. Весной 1914 г приступили к сборке и установке пролетов. Одновременно со строительством опор сооружались бетонные подходы со стороны города и аркады у въезда на мост. На левом берегу также возводилась дамба. За возведение каменных опор отвечала фирма «А.Ю.Тами и А.М.Дейчман». Каменные опоры должны были быть готовы к 1 июля 1914 года, металлические конструкции предполагалось установить к 15 января 1915.
Мост построен в 1913—1916 годах исключительно как железнодорожный. Строительство задержали два происшествия:1. Пожар 7-го июля 1914 г. Обрушилась третья ферма, повреждены первая и вторая. Ущерб два миллиона рублей.
2. Оползень Симбирской горы 29-31 мая 1915 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2