В славянских переводах Библии «клобуком» именовались головные уборы ветхозаветных священников и царей. Так же именовались и княжеские шапки в XII-XIIIвв. Монашеские клобуки на Руси упоминаются с XIв.: «и рукама своима делаху дело, ово ли копытца плетуще, и клобукы и ина ручная дела строяща» (Нестор. Житие Феодосия). В уставе Алексея Студита XIIв. монахам предписывается «толстыми клобукы покрыватися». В XIIв. был даже лже-епископ по прозвищу «Феодор белый клобучец».
Наиболее ранние изображения монашеского клобука, которые мне встретились относятся к XIVв. Это миниатюры из славянской Хроники Георгия Амартола, которые, скорее всего, воспроизводят не сохранившийся более ранний греческий прототип. Здесь изображены как черные, так и белые клобуки. Клобук представляет собою плат, который округло лежит на голове, с его округлой наглавной части спускаются продолжения на спину и на грудь. Две ленты наподобие «ушей» лежащие на груди именовались «воскрилиями» или «руками». Так же в теологическом сочинении Иоанна Кантакузина сер. XIVв. есть изображения византийских епископов в черных клобуках, отличие в том, что они не такие длинные как русские.
В русских чинах пострижения клобук начинает упоминаться как элемент одежды малосхимников или мантийных монахов с XVв. Судя по чинам и изобразительным памятникам, клобук надевался поверх полусферической шапочки – камилавки (или скуфьи). В Византийских чинах малой схимы с XIIIв. упоминается камилавка, которая, вероятно, состояла из двух частей: нижняя камилавка (σοκαμιλαύχιον, шапочка) и верхняя камилавка (ἀνωκαμιλαύχιον плат) (Пальмов, Беляев, Голубинский I, 2, с. 679). С XIVв. в греческих чинах упоминается «наглавие» (περικεφαλαίαν), этот термин отражен в русских текстах XVIIв., видимо, как «плат». Примерно с XVI-XVIIвв. у греков изменяется форма нижней камилавки, из полусферической шапочки она становится невысоким цилиндром, поверх которого надевается плат (ἐπανωκαμηλαύχιον), таковым греческий клобук сохраняется и до настоящего времени. Сейчас у греков в некоторых случаях их могут носить и рясофоры, из которых у них чаще всего и рукополагают в епископы. В Русской Церкви архаичная форма клобука сохраняется до XVIIIв. Патриарх Никон в XVIIв. первым стал носить клобук греческой формы, после чего такая форма клобука стала постепенно набирать популярность и уже к XIXв. совершенно вытеснила старую. Почему-то в России камилавку стали делать намного выше греческой и расширяющуюся к верху, а сам клобук неотделимым от камилавки. Словом «наметка» в чинах пострижения XVIIв. именуется только женский клобук, возможно, наметка по форме отличалась от клобука.
При восстановлении патриаршества в РПЦ в XXв. для отличия патриарха от прочих епископов было решено восстановить и архаичный белый клобук. На Руси же, в разные периоды истории белые клобуки носили и епископы, и митрополиты, и патриархи. До нашего времени сохранились древние клобуки вязанные, а так же шитые из ткани (например, тканный клобук из погребения архимандрита Варсонофия 1680 г.). Клобук Ростовского митрополита Ионы Сысоевича (XVIIв.) украшен богатейшим лицевым шитьем, он является настоящим произведением искусства. https://www.facebook.com/sesabirov?__tn_

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев