Имя Йозефа Гайдна как композитора было известно ещё до того, как он отошёл от дел и поселился в Вене. Благодаря шести симфониям, написанным для оркестра «Концерт де ла Лож Олимпик» в Париже в 1786 году, и двум сборникам из шести симфоний, написанным для Иоганна Петера Саломона в Лондоне в 1791–1795 годах, он завоевал репутацию самого известного композитора западной музыки той эпохи.
Старый Лондон
Старый Лондон
Он работал капельмейстером в венгерской семье Эстерхази, и вся музыка, написанная Гайдном до 1779 года, принадлежала его работодателю. Но после пересмотра контракта в 1779 году ему разрешили брать заказы на стороне и продавать свои произведения издателям. Симфония № 88 была первой, написанной после его парижских симфоний в 1787 году, и стала одной из его любимых, несмотря на то, что у неё нет названия и она не входит в цикл.
Гайдн позволил скрипачу Иоганну Тосту, игравшему в оркестре Эстерхази, взять её вместе с Симфонией № 89 в Париж, чтобы попытаться продать их, что он и сделал.
Адажио
Симфония состоит из четырех частей: 1. Адажио-аллегро — симфония начинается с короткого вступления, которое плавно переходит в более оживлённое начало собственно части. Joseph Haydn's Symphony No. 88 in G Major, Hob I: 88
Остальная часть части состоит из традиционных повторов и вариаций этой единственной темы.
Гайдн написал много произведений в сонатной форме, которые отличались от обычных для того времени двух или более тем, обычно контрастных. Но творчество Гайдна ни в коем случае не делает эту монотематическую часть монотонной.
В начале репризы добавляется флейта, и Гайдн завершает часть коротким диалогом между деревянными духовыми и струнными.
2. Ларго
2. Ларго — медленная часть, вызывающая чувство меланхолии, но в то же время благородную. Joseph Haydn's Symphony No. 88 in G Major, Hob I: 88
Это набор вариаций на начальную тему, которую играют гобой и виолончель на октаву ниже, в лёгком сопровождении фагота, валторны, альта и контрабаса. Услышав эту часть, Иоганнес Брамс сказал:
«Я хочу, чтобы моя Девятая симфония звучала так же».
Это многое говорит о глубине чувств, которых Гайдн достиг в этом коротком наборе вариаций. Музыкальное повествование прерывается звуками трубы и литавр. Это всего лишь второй случай, когда Гайдн использовал трубу и литавры в медленной части.
Менуэт
3. Менуэт — Аллегро — Менуэт отражает меняющийся характер симфонического менуэта, который в итоге был заменён скерцо, если не по названию, то по характеру. Joseph Haydn's Symphony No. 88 in G Major, Hob I: 88
В менуэте тяжёлый ритм, больше похожий на крестьянскую поступь, чем на изящный менуэт. В трио менуэта звучит мелодия в исполнении гобоев и скрипок с аккомпанементом виолончелей и фаготов.
Этот финал представляет собой сочетание рондо и сонатной формы, гибрид, который, возможно, использовал Моцарт. Хотя сведения о том, кто первым его использовал, могут быть отрывочными, нет никаких сомнений в том, что он появился в эпоху классицизма, когда такие композиторы, как Гайдн, Бетховен и Моцарт, экспериментировали с различными формами. Форма рондо-сонаты использовалась не только в эпоху классицизма, но и в эпоху романтизма Шубертом, Мендельсоном и Брамсом.
Эту часть можно назвать «вечным движением», и она действительно движется в быстром темпе. У фаготов и валторн есть особенно восхитительный раздел аккомпанемента, в котором они играют отрывистые терции в тонике и доминанте.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев