Знаете, что меня больше всего порадовало в “Songs Of A Lost World”? То, что уважаемый Роберт Смит осознанно решил откреститься от написания потенциальных хитов и соткал из нот ту музыку, что отвечает его современному творческому настроению. В итоге мы имеем на руках альбом, основной целью которого является не нахождение в поп-чартах (напомню, что последний очевидный хит The Cure вышел аж тридцать лет назад), а донесение внутренних замыслов Смита до его верных и терпеливых поклонников. Я искренне сомневаюсь, что “Songs Of A Lost World” привлечёт к The Cure новых поклонников, но группе это на данный момент времени и не нужно. Они уже легенды, которые оказали массивное влияние не только на нью-уэйв и пост-панк, но и раскрутившуюся впоследствии готику. Так что даже не смотря на отсутствие очевидных хитов, “Songs Of A Lost World” – чрезвычайно важный и долгожданный альбом.
Между прочим, вы успели заметить, каким плодовитым оказался 2024 год на реюнионы и новую музыку от сохраняющих долгое молчание исполнителей? Новый альбом Брюса Дикинсона, свежая музыка от The The, запоздалое возвращение Terrorvision, нежданные прогрессивные новости от Beardfish, выход из тени Ritual, возрождение и смерть MC5… и этот список можно продолжать ещё очень и очень долго. Теперь вот его дополнил Роберт Смит, и это не может не радовать.
Теперь же настал самый важный и противоречивый момент рецензии: моё признание. Приготовьтесь: я никогда не любил музыку The Cure. Я не понимаю настроений этой группы, я не ценю их мелодии, я не восторгаюсь сыроватым вокалом самого Роберта, я искренне считаю, что большинство их песен неправомерно перетянуты и лишь бы выиграли от сокращения в 1,5-2 раза. Что ещё интереснее, я впервые услышал The Cure ещё до того, как ознакомился с Metallica и влюбился в рок, металл и всё, что с этим связано. Моя сестра в своей подростковой фазе была большой поклонницей творческого пути Смита и даже украшала свою комнату открытками и постерами с его фотографиями. Только вот на меня всё это не произвело никакого впечатления и полудепрессивные стенания The Cure всегда казались мне откровенно скуными. Показательно, что даже сейчас моей любимой песней The Cure является “Why Can’t I Be You”, которая звучит на удивление чужеродно в контексте творческой лестницы группы. Так что, в отличие от многих меломанов, я не ожидал ничего экстраординарного от “Songs Of A Lost World” и ждал альбом лишь постольку-поскольку – как некий исторический артефакт.
Тем более удивительно, что я искренне насладился прослушиванием нового альбома The Cure. Это действительно элегантная, утончённая и взрослая работа, которая убедительно демонстрирует, какой долгий и сложный путь прошёл Роберт Смит на пути становления своего творческого видения. В отличие от многих сторонних коллективов, The Cure никогда не испытывали резких эволюционных скачков – они развивались поступательно и медленно, потихонечку оттачивая своё видение и свои композиционные навыки. Были у Роберта, конечно, и просадки, но он всегда медленно и уверенно шёл вперёд, ставя себе всё новые и новые цели. “Songs Of A Lost World” можно смело назвать вершиной его карьерного пути, и одним из самых проникновенных альбомов в дискографии The Cure.
Взрослость альбома заметна уже на его открывающем номере: “Alone” никуда не торопится, The Cure старательно и прилежно нагнетают нужную атмосферу, расставляя декорации и реквизит и подготавливая слушателя к мрачному и отчаянному приключению внутрь человеческого одиночества. Рискну предположить, что те, кто ждал от Смита новых “Just Like Heaven” или “Lullaby” будут искренне расстроены, но лично я вижу, что именно хотели сказать музыканты своей новой музыкой. Многогранные аранжировки дополняют красивые и проникновенные мелодии, а окрепший вокал Роберта витает над происходящим подобно призраку Возрождения. Воистину, The Cure состарились как хорошее вино.
Удивительно, но даже внушительная продолжительность нескольких песен на “Songs Of A Lost World” (ну, внушительная для данного жанра) не идёт во вред альбому. В отличие от ранних экзерсисов группы, где в свои права зачастую вступала монотонность, здесь Смит вспомнил, что есть такая вещь как композиционное развитие. В итоге “And Nothing Is Forever” и “Endsong” воспринимаются как настоящие произведения искусства – песни, которые не просто развлекают, но рассказывают историю, погружают в сюжет, обволакивают живописностью и пратикаблями. Да и чуть более короткие песни, такие как “Warsong” и “Drone:Nodrone” радуют своими атмосферностью и арт-роковой стилистикой. Такую музыку можно смело включать на модных арт-пространствах, где выставляются молодые, амбициозные и может быть даже претенциозные художники и скульпторы.
Хотя, конечно, не могу не отметить, что “Songs Of A Lost World” – это не музыка на каждый день. Это «экспириенс» - своеобразный эмоциональный и чувственный опыт, который вы переживаете, перевариваете, а потом понимаете, что научились чему-то новому в этой жизни. Только вот возвращаться к “Songs Of A Lost World” не то, чтобы хочется – этот альбом как книга: переслушивать его лучше по истечению определённого срока.
Однако, всё же прекрасен сам факт, что Роберт Смит не поставил крест на своём детище и дал новую жизнь The Cure. Более того, ещё больше радует то, что он не пытается доказать всему миру свою актуальность (как делают в престарелом возрасте многие старорежимные музыканты – к своему стыду) – Смит не видит в этом нужды и просо делает то, что хочет: мрачно-эстетичную музыку с нотками меланхолии и сентиментальности. И да благословят его за это Хонсу, Никс и Нотт.
#TheCure #GothicRock #1Ноября
Комментарии 5