Достопримечательности.
ХРАМ СВЯТОГО ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО – СЕРГИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Деревянный теплый Храм во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка был построен в 1860 по инициативе и на средства местного помещика и землевладельца Э.Д.Нарышкина. Престол в храме один.
В 1930 Сергиевский храм был закрыт, но уже с 1945 служения в нем были возобновлены. Богу было угодно сохранить в Сергиевской церкви одну из древних святынь Успенской Вышенской обители – чудотворную Вышенскую икону Казанской Божией Матери.
Много лет бережно и тайно хранилась святыня у заштатного священника Василия Яковлева в селе Шаморга. В 1947 отец Василий был назначен служить в Сергиевский храм, и по просьбе прихожан, после долгих колебаний принес святую икону в церковь, где она до сих пор и пребывает. В 1950-х драгоценная святыня была украшена новой позолоченной ризой, изготовленной в Москве стараниями жителей окрестных деревень.
С 1972 настоятелем Сергиевского храма села Эммануиловка стал священник Георгий Глазунов – уроженец села Новософьино Шацкого района, женатый на племяннице управлявшего Рязанской епархией, митрополита Симона (Новикова, 1928+2006; на кафедре в 1972 – 2003).
Отец Георгий прибыл на приход по окончании 2-х курсов Московской Духовной академии, и в 1970 – 1980-е к нему в Эммануиловку стали приезжать с визитами преподаватели и учащиеся московских духовных школ. Среди них – будущие архиепископы Костромской и Галичский Алексий (Фролов), Астраханский Иона (Карпухин), Верейский Евгений (Решетников), епископ Ставропольский Феофан (Ашурков), влиятельные духовники – архимандриты Наум (Байбородин), Рафаил (Карелин), Кирилл (Павлов), Авель (Македонов), схиигумен Иероним (Верендякин), и другие известные церковные деятели.
Часть приезжавших в Эммануиловку в 1970 – 1980-х священнослужителей приобрели там и в ближайших селах дома в собственность или для близких родственников и продолжали посещать эти места вплоть до 2000-х. Постепенно село превратилось в крупный центр православной жизни в Шацком районе, тесно связанный с «ученым монашеством» Троице-Сергиевой лавры.
Протоиерей Георгий Глазунов рассказывал о совместном времяпрепровождении во время этих визитов: «Они делали слайды о нашей жизни тут, фотографировали, потом у себя уже делали слайды и привозили в зимнее время на рождественские каникулы, здесь показывали. Это было очень интересно, целый кинофильм. Они прислуживали у владыки Питирима (Нечаева). А тогда митрополит Питирим заведовал отделом издательским, и у него была всякая аппаратура, они брали оттуда хорошие фотоаппараты, делали на уровне хорошем. И вот так мы общались: чаи пили, купались, даже в футбол играли иногда. Потом ездили на речку, посещали вот этих Матрону, Анисью, Агафью. Потом посещали блаженную – или как мы ее юродивой звали – Наталью в Новоселках много раз».
Наиболее заметным плодом деятельности этого православного центра стала подготовка к канонизации епископа Феофана (Говорова) – Затворника Вышенского. Причисление к лику святых состоялось в 1988, а готовилось с 1973, по-видимому, под покровительством архимандрита Кирилла (Павлова) и при непосредственном участии отца Георгия Глазунова, а также бывавших в Эммануиловке известных лаврских богословов – архимандритов Георгия (Тертышникова), Елевферия (Диденко) и игумена Марка (Лозинского), разыскавших мощи святителя. Позднее эти мощи хранились в Сергиевском храме Эммануиловки с 1988 до 2002, когда были перенесены в восстанавливаемый Успенский Вышенский монастырь.
Летом 1973 отец Георгий вместе с прибывшими к нему из академии монахами – игуменом Марком (Лозинским), иеромонахом Елевферием (Диденко) и иеромонахом Георгием (Тертышниковым) – решили отслужить панихиду по владыке Феофану на месте его захоронения, в Казанском храме Вышенской обители. В то время на ее территориии размещалась психиатрическая больница, сотрудники которой разместили в этом храме склад. «Картина была грустная, – вспоминал отец Георгий, – выбитые окна, на полу в куче – дрова, бочки, кровати – везде царил хаос, и в этом хаосе был погребен святитель Феофан». Им, воспитанным в стенах древней Троице-Сергиевой обители, скорбно было смотреть на такое поругание, и они задались целью вывезти останки святителя Феофана из места, столь оскверненного.
Поэтому через малое время снова приехал отец Елевферий. Попросили кладовщицу открыть храм; сначала очистили склеп от хлама, после чего обрели разломанный на части гроб. «Голова святителя Феофана была разбита на три части, – рассказывал отец Георгий, – наверное, чем-то тяжелым ударили. Мы перебрали все пальчиками, буквально сантиметр за сантиметром и, на удивление, собрали абсолютно все. Там же, в склепе, обнаружили евангелие Святителя Феофана, кусочки облачения». Все собрали и привезли сначала к отцу Георгию в село Эммануиловку, потом отправили в Троице-Сергиеву лавру. Останки благословили поместить в нижнем храме Всех Святых, что под Успенским собором. Там они находились до 1988. В год тысячелетия Крещения Руси святитель Феофан был канонизирован: трудами архимандрита Георгия Тертышникова были подготовлены материалы к его прославлению.
Как только состоялась канонизация, в Эммануиловке стали готовиться к встрече мощей. По благословению архиепископа Симона к храму пристроили придел в честь святителя Феофана. Строительство прошло довольно быстро, и в том же 1988 состоялось перенесение мощей из Троице-Сергиевой лавры сначала в Рязань, а через некоторое время, 8 июля, в ближайший к обители Сергиевский храм, так как в самом монастыре по-прежнему находилась психиатрическая больница. Служил владыка Симон, архиепископ Рязанский и Касимовский. Торжественная служба закончилась крестным ходом с мощами вокруг храма. Многие видели в это время на ясном небе сверкающую молнию.
Отцу Георгию (Глазунову) разрешили по договоренности с главным врачом вывезти надгробие, устроенное на месте, где был захоронен святитель. Весила эта мраморная плита больше 6 т; только с помощью военной машины с лебедкою и железного листа удалось перевезли его в село Эммануиловку и поставить в церковной ограде, напротив алтаря. Произошло это в 1985. А когда готов был придел в честь святителя Феофана, владыка Симон велел поставить надгробие в этом приделе под престол поперек алтаря.
В тот же день, когда перевозили надгробную плиту, упросили больничное начальство забрать и памятник, когда-то стоявший над могилой архимандрита Аркадия, а теперь смещенный со своего места и небрежно валявшийся и забросанный землею. Спустя некоторое время, ночью, тайно, вскрыли склеп на месте захоронения архимандрита Аркадия и обрели гроб и тело, обернутое в мантию. Все находилось в воде. Сделали новый гроб, в который поместили останки настоятеля вместе со старым гробом, и перезахоронили за алтарем Сергиевского храма. Памятник же, ранее перевезенный, поставили над этой могилой.
29 июня 2002 Святейший Алексий II, Патриарх Московский и всея России, возглавил торжественное перенесение мощей святителя Феофана из Сергиевского храма села Эммануиловка в Вышенский Успенский женский монастырь, где они покоятся с тех пор.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев