Чудотворная икона XVIII века из Борисоглебского монастыря Изюмской епархии
Писанная на дереве икона канонического византийского стиля (45×36 см), атрибутированная XVIII веком, в течение жизни нескольких поколений находилась в семье жительницы села Красная Поляна Змиевского района Харьковской области Александры Леонтьевны Проскуриной. Во время Великой Отечественной войны икона хранилась в сыром и холодном погребе, в результате чего сильно потемнела. 9 января 1997 года образ был передана в Борисоглебский храм села Водяное Змиевского района, где её установили в алтаре на горнем месте. В том же году 20 июля во время воскресной литургии произошло чудесное обновление иконы. По словам очевидцев, икона блистала золотистым свечением, после чего проступили ранее неразличимые надписи, а по бокам, в зеркалах, стали видны лики Архистратига Михаила и Архангела Рафаила. Позолота иконы приобрела светлый вид, от иконы начало распространяться благоухание, державшееся пять дней. Сразу после обновления икона была чрезвычайно светлой, как бы сияющей. Впоследствии она немного потемнела, цвета стали контрастнее.
5 августа 1997 года по благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима была создана епархиальная комиссия для изучения обстоятельств произошедшего события. На основании её выводов и последовавшего рапорта председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 28 октября 1997 года икона была признана чудотворной и благословлено её богослужебное почитание в Слободском крае. Церковное празднование иконы установлено на 7 (20) июля - день чудесного обновления иконы [2].
Молитвословия
Тропарь, глас 2
Пречи́стому Твоему́ о́бразу покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же,/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Кре́ст,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Те́м благода́рственно вопие́м Ти́:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся́, Спа́се на́ш, прише́дый спасти́ ми́р.
Кондак, глас тот же (Подобен: В молитвах:)
Неизрече́ннаго и Боже́ственнаго Твоего́ к челове́ком смотре́ния,/ неопи́санное Сло́во О́тчее,/ и о́браз непи́санный, и богопи́санный победи́телен,/ ве́дуще нело́жнаго Твоего́ воплоще́ния,// почитаем, того лобызающе.
http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2115.htmlИн кондак, еллинский, глас тот же [3]
Богоза́рнаго Твоего́ Зра́ка подо́бие,/ живонача́льныя мо́лнии облиста́ющее,/ от Еде́са прия́хом,/ я́ко носи́ло вся́каго дая́ния./ Ты́ бо о́браз Сво́й вообрази́вый,/ к Первоо́бразу то́й возве́л еси́,// Еди́н сый Многоми́лостивый.
Величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем пречи́стаго лица́ [4] Твоего́// пресла́вное воображе́ние [5].
Ино величание
Велича́ем Тя́,/ Живода́вче Христе́, / и чти́м о́браз Тво́й святы́й,/ и́мже на́с спа́сл еси́// от рабо́ты вра́жия.
См. также
Анчисхатский Спас Нерукотворный
Святое Чрепие
Всех Прошу Молитв о Здравии Раба Божьего Владимира! Господи Помилуй! Богородице Спаси! Ангел Хранитель и Все Святые Молите Бога о ВЛАДИМИРЕ!
Использованные материалы
"Перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа", страница на официальном сайте издательства Московской Патриархии:
http://calendar.rop.ru/?svt=aug16-perenesenieУспенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Гл. II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери. - М., 2008. - С. 25-27
Минея. Август, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 127-128, 134:
http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2127.html (тропарь)
http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2128.html (величания)
http://korolev.msk.ru/minea/aug2/aug2134.html (кондак)
[1] Календарь на официальном сайте Украинской Православной Церкви,
https://church.ua/calendar/?cd=2022-07-20.
[2] Обновление образа Спаса Нерукотворного в Свято-Борисо-Глебском монастыре,
http://pravoslavie.kharkov.ua/2006/11/23/obnovlenie_obraza_s...tml.
[3] Тропари и кондаки еллинстии. Перевод с греческого Наталии Бахаревой. Источник: Великий часослов (Ωρολογιον το μεγα). Афины, 2003 г.,
https://ulita-n.livejournal.com/10680.html.
[4] Вариант: "ли́ка"
[5] вариант: "изображе́ние".
[4] "Μνήμη ἐν τῷ περιτειχίσματι καὶ ἡ ἀνάδειξις τῆς ἀχειροποιήτου εἰκόνος ἐν Καμουλιανοῖς", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος,
http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3179/sxsaintinfo.aspx; Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II,
http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo...2_1 ("Нерукотворенной иконы в Камулианах"); Поселянин Е.. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. - М: АНО "Православный журнал «Отдых христианина»", 2002 г.,
http://www.sedmitza.ru/lib/text/440293/.
Нет комментариев