Практиковалось оно до середины XIII века и на греческом Востоке. Позже было вытеснено троеперстием. При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы единого Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота или нижней части персей (груди), правого и левого плеча. Также подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку.
Используя троеперстие, для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).
Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, называемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы ICXС, чтобы получилось имя Иисус Христос в древнегреческом написании.
Католические молитвенники, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты, обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов.
В католической вере нет строгих правил в нанесении крестного знамения, оно может быть разным, в зависимости от традиций определенной местности.
Например, греко-католики крестятся так же, как и представители христианского учения, сверху вниз, с правого плеча на левое. В тоже время римо-католики это делают по-своему, сверху вниз, потом левое плечо, а за ним правое, при этом пальцы складывают по-разному, прижимают указательный, большой и средний палец, а два оставшихся выпрямляют вместе. Также допускается второй вариант, безымянный палец прижат к большому, а средний и указательный сомкнуты, направлены прямо. Есть еще третий вид – когда все пять пальцев не до конца сведены в щепотку.
В Латинской Америке, завершая крестоналожение, принято прикладывать к губам ноготь на большом пальце.
Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.
Традиция накладывать на себя крестное знамение пришла еще с далеких, библейских времен, когда распяли Иисуса Христа за грехи человечества. Данное действие является желанием крестившегося показать благодарность Христу за самопожертвование ради нашего спасения, и веру в силу Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Крест есть своеобразным содержанием христианского учения – Символа веры.
Нет комментариев