РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added April 30 at 13:46
Алексей Пешков прожил в Самаре чуть больше года, город этот он особенно не любил, но встретил здесь Екатерину Павловну Волжину. Это его единственная официальная (венчанная) жена. Алексей Пешков переехал в Самару и огляделся в поисках новой настоящей любви. Тут он обратил внимание на дочь Марии Сергеевны Позерн. Зинаида Смирнова была замужем, у нее росли дети. Ответить взаимностью она не могла никак. Тогда Пешков взял себя в руки и переключился на Катерину. В декабре 1895 года в редакции «Самар
Савелий Сорин в 1902 году нарисовал портреты А. Горького и его жены Е Пешковой
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added April 27 at 20:52
Игорь Давидович Ойстрах 27 апреля – 90 лет со дня рождения 1931 г. Советский и российский скрипач, дирижёр, педагог. Народный артист СССР (1989). Родился в Одессе в семье скрипача Давида Фёдоровича Ойстраха (1908—1974) и пианистки Тамары Ивановны Ротаревой. С раннего детства начал заниматься музыкой; в шесть лет уже играл на скрипке, а через два года на фортепиано. В 1949 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, в 1955 — Московскую консерваторию по классу ск
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added July 24 2020 at 09:00
ТАЙНОЕ ПОСЛАНИЕ АЗБУКИ Русская азбука — совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук — одна буква. В азбуке, и только в ней, есть содержание. Для начала вспомним фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она известна каждому с детства и служит для запоминания последовательности цветов радуги. Это так называе
Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим. Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по осо
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added April 7 2020 at 13:36
ВЛАДИМИР НАБОКОВ Родине Воркующею теплотой шестая — чужая — наливается весна. Все ждет тебя душа моя простая, гадая у восточного окна. Позволь мне помнить холодок щемящий зеленоватых ландышей, когда твой светлый лес плывет, как сон шумящий, а воздух — как дрожащая вода. Позволь мне жить, искать Творца в творенье, звать изумленье рифмы и любви. Не укоряй в час трудного горенья, что вот я вспомнил ландыши твои. Как тень твоя, чужой апрель мне сладок. Взволнованно душа тебя зовет, текучий блес
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added April 1 2020 at 09:36
Владимир Высоцкий. «Холера» Не покупают никакой еды - Все экономят вынужденно деньги: Холера косит стройные ряды,- Но люди вновь смыкаются в шеренги. Закрыт Кавказ, горит «Аэрофлот», И в Астрахани лихо жгут арбузы,- Но от станка рабочий не уйдет, И крепнут как всегда здоровья узы. Убытки терпит целая страна, Но вера есть, все зиждется на вере,- Объявлена народная война Одной несчастной, бедненькой холере. На трудовую вахту встал народ В честь битвы с новоявленною порчей,- Но пасаран, холера
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added September 14 2015 at 16:24
Айседора Дункан - (жена Сергея Есенина) трагически погибла в Ницце 14 СЕНТЯБРЯ 1927 года , удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Трагическая гибель Айседоры в сентябре 1927 года овеяна легендами. Она любила носить длинные прозрачные шали, которые обматывала вокруг шеи. Однажды, когда она собиралась сесть в машину, конец шали попал под колесо и, запутавшись в спицах, сдавил горло Дункан. Крепкая ткань переломила позвоночник и разорв
Дети Айседоры погибли во время автомобильной катастрофы. Машина упала с набережной в реку. Дети утонули, шофёру удалось выбраться. Сама Айседора в тот раз с детьми не поехала. Из-под колёс отлетает пыль - Дьявольская езда. Остановите автомобиль, Дамы и господа. Ну, вот всё и кончено, вот и всё, Кругом пошла земля. Шарф накрутился на колесо, И это была петля. О, Айседора Дункан, Нам случайности вечно грозят, Нам случайности вечно грозят. О, Айседора, просите шофёра, Чтоб ехал назад, Чтоб еха #ЕсенинДункан #МихаилТанич #поэзия #малевич #успенский
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added September 14 2015 at 02:18
Национальное достояние: наличники
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added September 13 2015 at 10:05
Если б гармошка умела Чем отличается баян от гармони и от аккордеона Баян, аккордеон и гармонь – это три инструмента, которые, хотя и отличаются друг от друга, все же имеют общие корни. Именно поэтому их часто путают, на взгляд непрофессионала инструменты чрезвычайно схожи Гармонь Любые виды ручных гармоник, которые не относятся к аккордеонам или баянам, называют гармонью. Гармони бывают удивительно разнообразны. Устроен инструмент следующим образом: имеются правый и левый полукорпуса, на каж
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added July 15 2015 at 17:30
Орден Святого Александра Невского
Императорский О́рден Святого Благоверного Князя Алекса́ндра Не́вского (орден Святого Александра Невского) — государственная награда Российской империи с 1725 до 1917 года. Учреждён Екатериной I и стал третьим российским орденом после ордена Св. Андрея Первозванного и женского ордена Св. Великомученицы Екатерины. Знак ордена представлял собой четырёхконечный прямой крест с расширяющимися концами и характерными двуглавыми орлами, помещёнными между концами креста. В центре креста располагался круг
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added June 16 2015 at 06:08
ПАМЯТИ ЖАННЫ ФРИСКЕ ПОМНИМ , ЛЮБИМ , СКОРБИМ! Жанна Фриске умерла на 41-м году жизни после длительной болезни. Долгое время она сражалась с раком головного мозга. Информацию о смерти певицы подтвердил ее отец. Российская эстрадная певица, киноактриса Жанна Владимировна Фриске (настоящая фамилия Копылова) родилась 8 июля 1974 года в Москве.В 1991 году окончила среднюю школу № 406 московского района Перово.Во время учебы в школе активно участвовала в самодеятельности, занималась балетом, спорт
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added yesterday at 21:00
Борис Николаевич Поморцев (1932) Весна в Шёлтозеро. 1981
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added yesterday at 18:27
СЕЛЬЦО ТАЛАШКИНО В ста верстах от нашего подворья находится знаменитое сельцо Талашкино. Когда-то здесь находилась знаменитая усадьба Тенищевых, где известная меценатка и художница Мария Тенищева создала необычный художественный и образовательный центр. Особенная атмосфера привлекала сюда знаменитых людей того времени: художников И.Е.Репина и М.Врубеля, композитора И.Ф.Стравинского, певца Ф.И.Шаляпина, философа и художника Н.К.Рериха. Весьма любопытны и рекомендованы к посещению: — здание б
— знаменитый «Теремок» — шедевр Сергея Малютина (фактически в полутора верстах от Талашкино в деревеньке Флёново);
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added yesterday at 16:25
Богоматерь Толгская 1314 г. Собрание Ярославский художественный музей Икона находится в Крестовоздвиженском соборе Толгского монастыря под Ярославлем
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added yesterday at 12:03
А Вы знаете, что иконы можно читать? До XVI века даже неграмотные люди умели "прочитывать" иконы, и одна икона порой заменяла десятки проповедей. Оказывается есть 7 принципов чтения икон. 1. Снизу вверх Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба - таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в г
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added yesterday at 12:00
Мирра Лохвицкая Песнь любви Хотела б я свои мечты, Желанья тайные и грезы В живые обратить цветы,- Но... слишком ярки были б розы! Хотела б лиру я иметь В груди, чтоб чувства, вечно юны, Как песни, стали в ней звенеть,- Но... порвались бы сердца струны! Хотела б я в минутном сне Изведать сладость наслажденья,- Но... умереть пришлось бы мне, Чтоб не дождаться пробужденья!
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added yesterday at 11:53
«Бетховен не повторится…»: из записных книжек Александра Вампилова Люди устраиваются в жизни с такой серьезностью и обстоятельностью, как будто собираются жить лет пятьсот. *** Молодость дается нам для эксперимента, а не для прозябания. *** Я смеюсь над старостью, потому что я знаю — я старым не буду. *** Человеческая жизнь начинается и кончается — слезами. *** Поезжайте в деревню. Ходите там в простом свободном платье, бегайте босиком по лугу. По вечерам читайте Тургенева. Бег
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added yesterday at 11:51
ЕКАТЕРИНА II Екатери́на II Алексе́евна Вели́кая (урождённая Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля [2 мая] 1729, Штеттин, Пруссия — 6 [17] ноября 1796, Зимний дворец, Петербург) — императрица Всероссийская с 1762 по 1796 год. Дочь князя Ангальт-Цербстского, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III. Екате
РУССКАЯ  КУЛЬТУРА
added yesterday at 11:47
Тэффи. «За стеной» Кулич положительно не удался. Кривой, с наплывшей сверху коркой, облепленный миндалинами, он был похож на старый, гнилой мухомор, разбухший от осеннего дождя. Даже воткнутая в него пышная бумажная роза не придала ему желанной стройности. Она низко свесила свою алую головку, словно рассматривая большую заплатку, украшавшую серую, чайную скатерть, и еще более подчеркивала кособокость своего пьедестала. Да, кулич не удался. Но все точно молча сговорились не придавать значения
Фёдор Сологуб О чём щебечут птицы Так звонко по весне? Какие небылицы Рассказывают мне? Забавно, словно в сказке, О чём звенят ручьи? Чьи шёпоты и ласки Перепевают, чьи? Ответа мне не надо. Ответ я знаю сам. Душа беспечно рада Весёлым голосам. Под всякою личиной Я узнавать привык Любви, всегда единой, Непостижимый лик. Ричард Александрович Берггольц Лесной пейзаж
4 мая 1934 года родилась Татьяна Самойлова - советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РФ.🌹 Она родилась в 1934 году в Ленинграде, в семье актера Евгения Самойлова. Еще маленькой девочкой Таня сказала отцу: «Я хочу быть артисткой, чтобы, как ты, идти по улице и все со мной здоровались!». В Щукинском училище студентку Самойлову не слишком выделяли. Зато на нее обратил внимание уже знаменитый Василий Лановой. Однако этот брак, замешанный на страстной юношеской любви, оказа
Элина Быстрицкая, Джина Лолобриджида, Татьяна Самойлова на втором Московском международном кинофестивале. 1961 год
Show more
22 Apr 2019
153 500 participants in the group
Join
Самовар. Самовар — устройство для кипячения воды и приготовления чая. Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились другие виды самоваров — керосиновые, электрические и пр. В настоящее время почти повсеместно вытеснены электрическими чайниками и чайниками для плит. А зря... 😉 История самовара — устройства для кипячения воды. Приборы такого типа давно были известны в Китае, они служили именно для приготовления горячей воды. Как китайские, так и японские сосуды для кипячения воды («хого», «цибати») имели все основные конструктивные признаки самовара: объединённые в одной конструкции сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд. «Издавна самоварные устройства известны в Иране. На археологических раскопках в Азербайджане (село Дашуст, район Шеки) обнаружены глиняные самовары, возраст которых составляет не менее 3600 лет». Остатки медного самовара были найдены в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен; ныне — Дубовка). По всей видимости, он был булгарского производства. В России горячая вода стала использоваться для чая по мере распространения его потребления, начиная с XVII века. Устройства для подогревания напитков и еды Древнего Рима Любопытны были различные устройства для подогревания напитков. Одно из них, наиболее примечательное — аутепса ( «само + кипятящий», «само-варящий»). У этого античного самовара в высоком кувшинообразном сосуде имелось две ёмкости: для жидкости и для угля. Раскалённый уголь загружался через специальное боковое отверстие, жидкость же наливалась и выливалась черпаком: крана у аутепсы не было. В жару вместо угля сосуд мог наполняться привозным льдом, и тогда жидкость, наоборот, охлаждалась. Существовал и более совершенный «самовар»: в средней его части была устроена полость для угля с решёткой внизу для удаления золы и доступа воздуха. Между этой полостью и наружными стенками находилась жидкость. Приоткрыв крышку, можно увидеть обе ёмкости — среднюю для угля и периметральную для жидкости. Через специальное расширение сбоку «самовар» заполнялся, здесь же выпускался пар. Приспособления для подогрева пищи напоминали жаровню: это были ящики с полыми стенками, внутрь закладывались угли, а в полость наливалась жидкость. Такое устройство соединялось с сосудами, установленными на дне. Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через полвека после смерти царя Петра. Первоначально в России самовар начали делать на Урале. В России родиной самоваров считают Тулу, однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну. В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году. В то же время бытует мнение об одновременном начале производства самоваров — заводы в Суксуне и Туле принадлежали Демидовым, а перевезти мастеров для Демидовых из одного места в другое не представляло особого труда… Освоить производство медной утвари Уральским заводам было предписано ещё в 1728 году специальным сенатским указом, благодаря которому на Суксунском заводе началось изготовление медной посуды, а впоследствии и самоваров. Появилась даже особая Суксунская форма самовара — в виде античных амфор с высокоподнятыми изящными ручками. Самовар стал фирменным знаком и символом Суксуна. В начале XIX века на заводе и местными кустарями производилось до 60 000 самоваров в год. Истощение медных месторождений стало причиной остановки медного производства на заводе и едва не привело к утрате самого промысла. Но медники ценили своё ремесло более поздних Демидовых. Так, в середине XIX столетия в Суксуне возникло кустарное производство самоваров и иной медной посуды. Новый хозяин завода И. Г. Каменский взял промысел под своё покровительство, увидев в нём реальную возможность обеспечить прибыль себе и заработок рабочим в условиях затухания заводского производства. Был создан специальный склад, на котором медники покупали за умеренную цену простую красную медь и «медь зелёную» — латунь или даже брали их в кредит. В 1904 году в Суксуне было около 50 самоварных кустарных заведений, изготавливающих более 25 000 самоваров в год! О появлении первых документально зафиксированных самоваров в России (в Туле) известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, Фёдор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время построил собственную мастерскую и упражнялся в ней работами по меди. Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, тринадцать крестьян. Всего двадцать шесть человек. Это уже фабрика, и капитал её составляет 3000 рублей, доход — до 1500 рублей. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские — в фабрики. В 1785 году открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 году — Ф. М. Попова, в 1796 году — Михаила Медведева. В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 году — Андрея Курашева, в 1815 году — Егора Черникова, в 1820 году — Степана Киселёва. Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000—1200 штук в год, и получили большую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни — 64 рубля за пуд, из красной меди — 90 рублей за пуд. В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына — 320 штук, братьев Черниковых — 600 штук, Курашева — 200 штук, мещанина Маликова — 105 штук, оружейников Минаева — 128 штук и Чигинского — 318 штук. В первой половине XIX века стали производить изделия из заменителей серебра, которые нашли массовый сбыт и в кругах среднего по достатку городского населения — буржуазии, чиновничества, разночинной интеллигенции, и в семьях дворян. Для изготовления предмета накладного серебра брались две небольшие пластины одинакового размера — медная, более толстая, и серебряная, значительно тоньше, которые пересыпались порошком буры, накладывались одна на другую и закреплялись неподвижно, после чего накаливались докрасна. При этом бура, плавясь, вызывала размягчение серебра, которое плотно приставало к меди. Полученную медную пластинку, покрытую серебром с одной или с двух сторон, не давая ей остыть, подвергали прокатке между двумя вальцами. Отдельно изготовленные части спаивались, а украшения напаивались из штампованных накладок. К 1840-м годам в Россию приходит мода на так называемое «второе рококо», для которого характерна богатая пышная орнаментация. Основание, ручки, верх тулова и края оформлены бордюрами из стилизованных затейливых растительных завитков и цветов. Самовар имеет двойной поднос, оформленный также очень нарядно. Открытие Якоби принципа гальванопокрытия приводит в 1880—1890 годах к широкому распространению никелировки, которая подражала более дорогим изделиям из серебра, а также удешевляла продукцию. В 1850 году в одной только Туле было двадцать восемь самоварных фабрик, которые выпускали около сто двадцать тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более десяти тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых — по семи тысяч штук каждая. К концу XIX века формы самоваров становятся более массивными, тяжёлыми, зачастую грубоватыми. Фабрика Капырзина. Тульский купец второй гильдии Иван Федорович Капырзин родился в 1849 году. Свою самоварную фабрику он открыл в 1885 году, на углу улиц Протопоповской и Логачевской (ныне Плеханова и Степанова). Фабрика Капырзина была небольшой, в 1890 году здесь работали около двадцати человек и выпускали около ста видов са­моваров. Среди них — разнообразные вазы «рококо», «ренес­санс», самовары варительные, разборные (дорожные), ма­газинные и других типов. Выпускали рукомойники, кофейники, резервуары для воды. Делали водогреи из лис­товой латуни, меди, томпака, белого металла, мельхиора, серебра, иногда золотили. Ручки и самоварные шишки (хватки) на простых самоварах изготовляли из орехового или яблоневого дерева, на парадных, подарочных изделиях для знати, царских особ — из слоновой кости. На фабрике были устроены токарный, чистильный цех, лудильное отделение, сарай с соломой, чтобы укладывать самовары в ящики для транспортировки и продажи. В начале XX века почти на каждой фабрике происходи­ли волнения рабочих. Из-за этого в 1903—1905 годах фабрика понесла большие убытки, но в 1907 году самоварному ко­ролю Капырзину уда­лось поднять оборот фабрики до 60 тысяч рублей в год. Верши­ной карьеры Капырзина стало избрание его в 1909 году чле­ном Городской думы. К 1912 году фабрика представляла со­бой хорошо оснащённое производство. На ней работало 98 человек и выпускалось 60 тысяч самоваров в год. У Капырзина было четыре сына и четыре дочери. Сыновья Павел, Иван, Сергей и Николай очень рано стали помогать отцу. В 1913 году, после смерти Ивана Федоровича, фабрика пере­шла к ним. Наследники решили не дробить производство и заключили союз. Так появилось товарищество «Самовар­ная фабрика наследников И. Ф. Капырзина», во главе кото­рой стояли старшие сыновья Павел Иванович и Иван Ива­нович. После смерти отца семейства на голову потомков посыпались несчастья. В Первой мировой войне в Восточ­ной Пруссии был убит 28-летний Николай Капырзин. Тело его привезли в Тулу и захоронили на Дмитровском кладби­ще в Чулкове. Сохранилось надгробие с эпитафией: «Ро­дился, учился, а жить не пришлось». А в 1917 году был арестован и расстре­лян 34-летний Иван Капырзин. В годы войны фаб­рика выпускала воен­ное оборудование: проволоку, лопаты, противогазы и короб­ки к ним, другое сна­ряжение. А с 1917 года фабрика становится Торговым домом под названием «Товарищество фабрики наследников И. Ф. Капырзина и К0 в Туле». Ещё через 4 года фабрику национализировали и по постановлению общего собрания рабочих дали ей название «Первая самоварная фабрика имени В. Ленина», 13 января 1923 года газета «Коммунар» писала: «На днях самоварная фабрика им. Ленина, бывшая Капырзина, полу­чила заказ от редакции московской газеты „Правда“ на изго­товление самовара ёмкостью полтора ведра с портретом Ле­нина». По тем временам для фабрики это была огромная честь. Портрет Владимира Ильича изготовлял один из луч­ших тульских гравёров. Тогда производством чудо-самовара заинтересовались за рубежом. Тулу посетил представитель германских торговых кругов, занявшийся вопросом экспор­та самоваров в Германию. Фабрика Тейле. Рейндгольд Эрдман Тейле приехал в Тулу в 1840-х годах из Пруссии. В 1870 году он открыл небольшую самоварную фабрику. В 1874 году фабрика стала паровой, через пять лет на фабрике уже были два паровых двигателя, в 24 и 36 лошадиных сил. Основной продукт фабрики — самоварные детали, запчасти. В дальнейшем, Рейнгольд Тейле женился на Берте Данневит (Бенвиц), уроженке Саксонии. В 1879 году Рейнгольд подаёт прошение в департамент торговли и мануфактур на утверждение образца клейма, которое он намеревается накладывать на свои самовары. Фабрика развивалась и приносила хороший доход, в 1883 году на ней работало 50 человек и было произведено товаров на 75 000 рублей. Фабрика выпускала не только самовары разных сортов, но и другие хозяйственные товары. В середине 1880-х годов фабрика Тейле сгорела дотла. Хозяин восстановил её, но объёмы производства упали. Теперь фабрика принадлежала Берте Густавовне Тейле. Скоро случился ещё один пожар, который сделал положение ещё хуже. После пожара и ремонта Р. Тейле продал её в 1891 году Александру Степановичу Баташеву, сам поступил к нему управляющим. Фабрика Торгового дома Б. Г. Тейле с сыновьями была национализирована 31 марта 1919 года. Появление самоваров на жидком топливе. В конце XIX — начале XX века появляются новые типы самоваров — керосиновый, самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних самоварах подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды. Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика русского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашёл большой спрос там, где был дёшев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей. В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съёмным кувшином — самовар «Паричко». Его изобрёл инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе. Газета «Тульская молва» за 1908 год писала о самоварах «Паричко» как о выдающемся изобретении, как о хорошем подарке к празднику. Самовар, хранящийся в музее, клеймо: «Самовар „Паричко“. Единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°». Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила своё существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик. В 1922 г. производство самоваров организуется на Первом государственном меднообрабатывающим заводе в г. Кольчугино (ныне ЗАО ТД Кольчуг-Мицар). Послевоенные годы. В 1937 году Тульский патронный завод был разделён, выделенное производство стало называться заводом «Штамп». После войны это был единственный завод в Туле, который выпускал самовары. С 1956 года завод «Штамп» начал выпускать электрические самовары, пришедшие на смену угольным. Позднесоветская эпоха. В 1964 году на заводе «Штамп» начали выпускать самовары-сувениры «Ясная поляна». В настоящий момент в «Штампе» действует заводской музей самоваров, в котором более четырёхсот экспонатов. В связи с массовой газификацией жилых домов самовары стали постепенно выходить из употребления. В первую очередь популярность потеряли жаровые самовары, электрические же продолжали массово использоваться. Самовар в искусстве Неизменный атрибут городского быта XIX и начала XX веков, самовар упоминается едва ли не в каждом значительном произведении русских писателей той поры. Без самовара не обходится ни одна сцена семейного чаепития. Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; — А. С. Пушкин. Евгений Онегин Отношение к самовару у большинства авторов очень тёплое, он является для них символом домашнего уюта, семейного очага. «Но и в комнатке Алексея Степановича, когда засветился в ней яркий огонек и запел начищенный к празднику самовар, стало весело и уютно» — читаем мы у Л. Н. Андреева. «Сидела бы я в маленькой комнатке нашей, у самовара, вместе с нашими; было бы так тепло, хорошо, знакомо» — такими словами вспоминает Варвара Алексеевна из «Бедных людей» Ф. М. Достоевского свою разлуку с домом. Даже звук, издаваемый самоваром, кажется приятным и привлекательным: «Тонким уютным голоском поет самовар» (А. Н. Толстой), «… самовар тихо напевал свою воркующую песенку» (Ф. А. Соллогуб), «…уютно шумел горячий самовар» (Н. Г. Гарин-Михайловский).
Раиса Порошина
22 Apr 2019
Спасибо за интересный рассказ.Прекрасное изобретение !
  • 2
Марина Балтер
23 Apr 2019
Один из самоваров фабрики "Копырзин и сыновья" хранится в нашей семье. Бабушка говорила, что благодаря ему семья выжила во время репрессий, когда их вывозили из Приморского края в Хабаровский... Спасибо за статью! Большое спасибо!
  • 3
Людмила Мельникова (Королева)
23 Apr 2019
Очень интересная история самовара, спасибо 🙏
  • 0
Людмила Выхристюк
23 Apr 2019
Благодарю Вас за интересную, познавательную информацию!

"У самовара я и моя Маша,
А на дворе совсем уже темно,
Как в самоваре, так кипит страсть наша!
Смеётся месяц весело в окно…" Ф.К.
  • 1
Татьяна Егорова (Новикова)
25 Apr 2019
Мы тоже чай из самовара пили на улице. К нам на чаек заглядывали соседки.
  • 2
Тамара ЭМ
25 Apr 2019
А моему самовару на углях, наверное  лет 80...Из него чай пили мои бабушка и дедушка, мои родители, а теперь моя семья, дети и внуки..берегу его..Это такая память!
  • 3
Татьяна Егорова (Новикова)
25 Apr 2019
У меня тоже самовар нашей бабушки.
  • 2
Марина Градинар
3 May 2019
Марина Градинар replied to Тамара
И такая редкость!! Берегите его!! Самовар символ русской ,крепкой семьи!! Рода!! 👍
  • 1
Log in or sign up to add a comment