1861 - 1929. Германия.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Цветущий сад Catharina Klein.
Часть 1.
Catharina Klein родилась в 1861 в маленьком городке Eylau (Эйлау, Восточная Пруссия, Германия, с 1946 года - Багратионовск, Калининградская область, Россия). Затем она переехала в Берлин и поступила в художественное училище (аналог ПТУ), где обучалась искусству рисования в разных техниках (гуашь, акварель, масло).
Окончив училище, Катарина начала карьеру профессионального художника. Она упорно работала, активно участвовала в художественных выставках и к тридцати годам не только стала модной художницей в среде немецкого дворянства, но и прославилась как одна из самых известных «рисовальщиц цветов и фруктов».
Свои самые лучшие работы Катарина Кляйн создала в период с 1890 по 1906 год. В это время она была на пике популярности, ее картины произвели фурор на художественной выставке в Чикаго (1893), работы были очень востребованы, и она даже открыла в своей студии «курсы по обучению рисованию для женщин». В 1911 году Катарина Кляйн выпустила две книги: первая о том, как рисовать цветы, вторая о том, как рисовать фрукты.
Тем не менее, художественная элита относилась к ее творчеству весьма скептически, считая исключительно коммерческим художником (не следует забывать, что Катарина была женщиной, которая зарабатывала на жизнь рисованием картин, а для того времени это был довольно смелый шаг, который требовал немалого мужества и твердости характера в отстаивании своих прав).
Может быть поэтому, основной выставочной площадкой для Catharina Klein стали не художественные галереи, а несколько крупных издательств из Германии («Meissner & Buch», Leipzig, для них было создано около 1000 работ и «Obpacker Brothers», Munich), Англии («Adolphe Tuck») и Швейцарии.
Именно благодаря растиражированным ими открыткам, закладкам, рекламкам, альбомам и календарям, она не только стала самой популярной немецкой художницей-флористкой конца XIX начала XX века (ее работы даже использовались в художественных школах, как образцы для подражания), но и не канула в лету вслед за сотнями остальных художников-прикладников, работавших в эти годы.
Весомое наследие Катарины Кляйн (около 2250 работ), оригиналы которого были практически полностью утрачены во время второй мировой войны, сохранилось до наших дней лишь только потому, что было массово растиражировано в довоенные годы (не только печатная продукция, но также деколи для чашек, образцы для вышивки подушек и др.).
Кроме художественной привлекательности, которую так активно эксплуатировали вышеназванные издательства, акварели C. Klein приобрели со временем еще и некоторую научную ценность. Дело в том, что художница всегда писала картины только с натуры, благодаря чему на рисунках сохранилось достоверное ботаническое изображение не только существующих сортов ягод, фруктов и цветов, но тех, что уже утрачены или встречаются крайне редко. Начинала она как флористка, а затем перешла к написанию всевозможных плодов и птиц, но совершенства достигла в написании роз.
Огромная популярность картин Catharina Klein сыграла с ними злую шутку – их стали тиражировать не только не соблюдая каких-либо авторских прав, но и без должного уважения к целостности произведения. Картины кромсались, переворачивались, «перекрашивались», дорисовывались, перекомпоновывались и переименовывались по желанию издательства.
Поэтому нынешние открытки с надписью C. Klein могут быть весьма далеки от оригинала. Особенно это касается образцов, вышедших уже после смерти художницы в 1929 году.
Поскольку умерла Катарина, очевидно, в полном одиночестве, не оставив никаких наследников (по этой причине не сохранилась даже ее могила), то и заниматься сохранением и систематизацией ее творчества было совершенно некому. Поэтому не следует удивляться, что в различных источниках одни и те же работы могут и называться, и выглядеть по-разному. Например, популярный букет сирени, который рукодельницы любят использовать для вышивки лентами и крестом, где-то называется «Сирень и фиалки» (Lilacs and violet), а где-то «Лавандовая и белая сирень». Где-то сирень действительно лавандовая, а где-то совершенно розовая, где- то букет лежит справа налево, где-то - наоборот и т.д. и т.п.
Викторианский шарм и декоративная привлекательность акварелей Катарины Кляйн, сделала ее сюжеты очень популярными среди рукодельниц всех мастей. Вышитые гладью, лентами или крестиком картины, созданные по мотивам произведений этой замечательной немецкой художницы, уже не одно десятилетие приносят в дом ту особую нежность, тепло и уют, которых нам так, порой, не хватает!
Источник: http://irinapetrenko.blogspot.ru/2014/06/catharina-klein.html Фото: открытые источники Инета
***
Все части:
Часть 2: https://ok.ru/group52503681892490/topic/67013343944842 Часть 3: https://ok.ru/group52503681892490/topic/67019810971786 Часть 4: https://ok.ru/group52503681892490/topic/67026395242634 Часть 5: https://ok.ru/group52503681892490/topic/67035807326346 Часть 6: https://ok.ru/group52503681892490/topic/67042295521418 Часть 7: https://ok.ru/group52503681892490/topic/67054878630026 Часть 8: https://ok.ru/group52503681892490/topic/67065137176714 Часть 9: https://ok.ru/group52503681892490/topic/67078138732682 Часть 10: https://ok.ru/group52503681892490/topic/67087800967306 #ХудожникиИллюстраторы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5