Во многих областях Украины, а также в районах Белгородской и Воронежской областей России после колядования обычно усаживали детей на порог дома на охапку сена, заставляли их «квохтать» - «штобы куры лутше неслись».
Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте.
Но эта звезда, возможно, появилась позже - после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса.
Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. В колядках много посвящений, предназначенных отдельно для хозяина, хозяйки и детей.
Коляда у южных и западных славян
На востоке Болгарии Рождество называют Колядой. Ходят под Рождество, славя Христа - коледари, на Васильев вечер - василичари, на Украине колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и парни, в Румынии под Рождество один состав певцов, под Новый год - другой.
На западе Болгарии, в Македонии, Сербии, Хорватии и Словении праздник называется Божич.
Накануне с наступлением темноты молодежь ходит из дома в дом колядовать с пением колядок и различными магическими действиями, призывая благополучие, урожай и здоровье в наступающем году. Колядование больше сохранилось в восточной и южной Сербии.
В чешских и польских церковных поучениях XV-XVI веков осуждается языческий обычай колядовать в Рождественский сочельник, когда простые люди толпами ходят всю ночь и, подражая голосам животных, громко кричат, себя и других вводя во грех, и одобряется новый церковный обычай: накануне Рождества и за неделю до него в Чехии и Моравии ходят по домам колядовать ксендзы и церковные служки с пением латинских церковных песен, часто встречаются также призывы к верующим различать греховное колядование и благочестивый обход по домам священнослужителей, которых тоже надлежало одаривать, а не захлопывать перед ними двери.
Бытовые и языческие корни Коляды
Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок - «дим звеселити», - прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях.
Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях.
Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьезностью и задушевностью.
Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак.
Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века.
Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник.
Лучшие колядки сохранились в Галиции у карпатских русинов.
Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорожденного солнца, так и о культе предков.
Как праздник в честь рождения солнца, Коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров, у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк, у скандинавов julblock, у французов caligneau, la souche de Noël, в Англии yulelog, осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни, и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая.
Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба, обрядовое посыпание хлебного зерна, разнообразные гадания, мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубками в день святой Мелании.
Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями, отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи.
В Северной России печется еще козулька, имеющая вид или козла на четырех ножках, или других животных, или птицы, козульку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы ее любил дворовый хозяин.
В канун Рождества вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде, главным образом, из кутьи и узвара, имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников, по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу.
Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белорусов, вообще не отличающееся от украинской обрядности.
Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданию о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы», наиболее замечательна женитьба цярэшки - игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.
Нет комментариев