Татьяна Купер
Одиночество бывает разное. Как и в любом человеческом состоянии, мы можем тут наблюдать два совершенно противоположных полюса - одиночество темноты и одиночество просветления. Мы не рождаемся на этих полюсах, а начинаем где-то посередине, но затем некоторые из нас уходят в ту или другую сторону, в зависимости от воспитания, жизненных обстоятельств и характеристик личности. Я думаю также, что большинство людей живет где-то между этими двумя полюсами, и только небольшой процент – люди, не покидающие эти крайние точки никогда.
Но давайте посмотрим внимательнее на каждый из них. Что такое одиночество темноты? На каком-то этапе жизни человек поверил, что он – совершенно одни на этом свете, что никто его не поддержит, не поможет, и не спасет. Одиночество начинается с некоторой социальной изоляции – то ли человек еще не вступил в брак, то ли уже развелся, то ли детей не было, то ли дети выросли и покинули дом, то ли он потерял работу или заболел и т.д. А сколько людей чувствует себя одинокими даже в браке, а работающие и здоровые? Просто на каком-то этапе жизни человек поверил, что оказался совершенно одни, без тепла и любви, оторванный от социальной кровеносной системы. Но главная ошибка этого убеждения именно в том, что человек поверил в свою разлуку с человечеством. И тут его начинает одолевать депрессия, ненужность, бессилие и опустошенность.
Человек не можете избавиться от одиночества, если верит, что разлучен с людьми и теперь не может получить любовь, поддержку и тепло. Мало того, он даже может не осознавать, что в основе его одиночества лежит это ошибочное убеждение. Но в ответ на эту неосознанность, как это парадоксально ни звучит, он ищет и жаждет именно того, что, согласно его теории, он не может получить. Это и есть истинное значение одиночества. Потому что люди никогда не скучают по человеку или по какой-то вещи. Они скучают по ощущению, которое, они думают, определенный человек или вещь могут им помочь испытать. Они тянутся к людям жизнерадостным, оптимистичным, веселым - в надежде, что эти люди могут поделиться с ними этими жизненными атрибутами. Но это только иллюзия. Возможно, они и почувствуют прилив жизненной энергии рядом с такими людьми, но как только они останутся наедине с самими собой, больше некому будет поддерживать это состояние. Такие люди упускают одну простую истину – нужно излучать и вырабатывать эту радость и жизнерадостность самому. Самому быть светом, а не отогреваться у чужого. Но откуда такая слепота? Частичный ответ лежит в устройстве нашей физиологии и работе нашего мозга.
Когда человек испытывает такое состояние все чаще и чаще, его мозг начинает работать на низких энергетических волнах, которые, в свою очередь, производят только негативные мысли и чувства. А негативные мысли и чувства на химическом уровне вырабатывают определенные гормоны, нарушающие естественное равновесие и баланс организма, и отравляющие всю кровеносную систему. Результат выброса в кровь этих гормонов самый плачевный: наступает ухудшение иммунитета и снижается выработка серотонина и других веществ, которые несут ответственность за наше благополучие, интерес к жизни, энергию, внимание, мотивацию и удовольствия. Поэтому все антидепрессанты направлены именно на то, чтобы увеличить производство серотонина и ему подобных веществ.
Итак, круг замыкается, и человек становится узником бесконечной неизбывной тоски. Это своеобразная тюрьма, или глубокая яма, из которой он не только не может выбраться, но уже и не хочет. У него появляется новый хозяин – жалость к себе, и теперь все его поведение начинает подчиняться этому монстру. В этой яме всегда темно, пусто, и нет надежды. С одной стороны, несчастному хочется, чтобы его кто-то вытащил из нее и спас, но с другой стороны он уже не верит, что это возможно. Его душа окончательно захлопывается.
Многие люди в этом состоянии будут уходить в еще большую изоляцию, а некоторые будут время от времени выходить в общество, но только с одной целью – рассказать свою грустную историю, вызвать жалость и сочувствие, и затем подкормиться этой жалостью. В таких случаях, такому человеку действительно становится легче, но не надолго, потому что жалость может стать своеобразным наркотиком, и на следующий день страдающему нужна очередная доза. К тому же причина одиночества не устранена – человек все еще верит в разлуку с человечеством, и эта безнадежная мысль убивает его на медленном огне.
Если некоторые читатели невзначай подумают, что я пишу все это от фонаря, или выудила информацию из какого-нибудь популярного дамского журнальчика, то они ошибутся. Я сама была в этом состоянии многие годы, и изучила каждый квадратный сантиметр этой ямы, каждую грубую шероховатость, каждый изъян и поворот. Я знаю всю гамму этого состояния, от начала до конца - со всеми его серыми и черными оттенками. Поэтому я могу так открыто и уверенно его описать - правдиво и без прикрас. Я там была… Но я также знаю, что оттуда есть и выход – там есть маленькая незаметная дверь, ключ от которой всегда у нас в кармане. Этот ключ – безусловная любовь и забота о самом себе, о своем эмоциональном и психическом здоровье. Именно через эту дверь можно покинуть один полюс и направиться к другому.
Что же происходит на втором полюсе одиночества? С описанным выше одиночеством оно имеет только общий корень «один». В остальном у них нет ничего общего. Но на этом полюсе одиночество становится больше добровольным уединением, чем неосознанным тюремным заключением. Добровольное уединение служит для размышлений о жизни, а также для творческой деятельности. В него уходят верующие, занимающиеся медитацией, философы, а также многие писатели и поэты. Там они черпают свое вдохновение. Когда у них рождается идея, они используют свои способности, чтобы придать этой идее форму и трансформировать свое видение в нечто, чем они могут поделиться с людьми.
Несомненно, и творческие люди могут находиться на различных полюсах. Одни пишут из «ямы одиночества» и ищут свое вдохновение в негативных эмоциях, а другие - из глубин своей мудрости и просветленности. Отсюда и произведения бывают темными, даже сатаническими, а другие – светлыми, полными оптимизма и надежды. Каждый выбирает свой полюс и направление. Даже когда этот выбор неосознанный или вынужденный…
Но как мы находим это иллюзорное, невидимое вдохновение, которое нам так необходимо, чтобы начать творить? Именно добровольное уединение и молчание открывают наши каналы в бесконечность подсознания. Мы заглушаем голоса внешнего мира, и остаемся один на один со своим Высшим Я. Мы еще называем это интуицией, или творческой интуицией. Тот, кому знакома эта молчаливая концентрация, начинает замечать, что она производит взрыв творческих способностей, повышает продуктивность, а также улучшает все аспекты умственной активности: реакция становится быстрее, процесс мышления более ясным. Это начинает сказываться на нашей личной и профессиональной жизни, а также может привести к успешной карьере и большему удовлетворению жизнью.
Творческое уединение также восстанавливает баланс между левым и правым полушарием мозга, что очень важно для нашего интуитивного чувственного восприятия. Левая часть полушария мозга отвечает за способность к анализу, мысли и речи, и работает на «бета» волнах, перенося нас в прошлое, или в будущее. Большую часть нашего дня работает именно эта левая часть полушария, постоянно что-то анализируя, планируя и обобщая, забывая о своих чувствах, интуиции и творчестве. Именно здесь и рождаются негативные мысли, ошибочные концепции и неточные убеждения. Благодаря аналитическим наклонностям левого полушария мы склонны жить «голограммами» прошлого и будущего, и теряем связь с настоящим моментом.
Правое же полушарие нашего мозга отвечает за интуицию, воображение и чувства, и работает на более медленных и высоких «альфа» волнах. В этом состоянии мы более пассивны и чувственны, более склонны жить в настоящем, и обычно входим в него перед сном или после пробуждения (во сне наш мозг работает на других волнах: «дельта» сопровождается сновидениями, и «тета» - глубоким сном без сновидений). Но мы также входим в это состояние во время медитации, при прослушивании любимой музыки, во время секса, спортивной или творческой деятельности. В эти моменты существует только настоящее, время полностью растворяется, и мы наслаждаемся каждым прожитым моментом. Мозгу нравится такое состояние, и оно начинает вырабатывать эндорфины – своеобразные молекулы «счастья» и естественное болеутоляющее средство. Это, в свою очередь, помогает нам воспринимать окружающий мир своими чувствами и эмоциями, перед тем как эти ощущения начнут логически интерпретироваться левой стороной полушария.
Итак, какое одиночество вам больше по душе? Где вы чувствуете себя более комфортабельно? Если вы живете в стране Одиночества просветления, вас уже не потянет в яму Одиночества темноты. Мало того, если вы встретите человека из такой ямы, и долго будете его слушать, вам захочется заткнуть нос и выскочить из этой ямы как можно скорее. Вас уже не прельстишь смердящим запахом жалости и утешения. И знаете что, вы давно уже даже не верите, что жалость – это достойная человеческая эмоция (пожалуйста, не путать с состраданием и милосердием). Если вы чувствуете себя победителем жизни, вам уже не нужны подачки, унижающие чувство человеческого достоинства. Нужно совершенно подавить в себе это достоинство, чтобы в полном отчаянии выйти на парапет и жалостливо протянуть руку навстречу подачке. Но ваше человеческое достоинство давно уже потеряло вкус к такого рода вещам, и выбрало совсем другого хозяина. Теперь у вас только один хозяин – ваш бесконечный потенциал, выращенный из мудрости нелегкого жизненного опыта.
Остается только задать последний вопрос: Кто мы? Социальные параноики, боящиеся оторваться от себе подобных, или бессмертные души, самодостаточные и саморазвивающиеся? Постоянно зависящие и цепляющиеся друг за друга, или духовно независимые, свободные в своем выборе? Пока нам не дано этого знать. Но когда-нибудь человеческая эволюция ответит и на этот вопрос…
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев