В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
К юбилею А.П.Чехова ... «Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в неё ясный смысл». М.Горький
Зимний пейзаж Да, удивительные, право, шутки света Есть в пейзаже зимнем, нам родном! Так иногда равнина, пеленой снегов одета, Богато зарумяненная солнечным лучом, Какой-то старческою свежестью сияет. Речонка быстрая, что по равнине протекает И, кольцами, изгибами крутясь, Глубокою зимой не замерзает,— Вступает с небом в цветовую связь! Небес зеленых яркая окраска Ее совсем невероятно зеленит; По снегу белому она, зеленая, бежит, Зеленая, как изумруд, как ряска... И так и кажется тогда, что пер
«Блажен незлобивый поэт…» Николай Некрасов Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства; Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе - Сей пытки творческого духа; Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой. Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят… Но нет пощады у судьбы Тому, чей
Нет, не луна, а светлый циферблат Сияет мне, и чем я виноват, Что слабых звезд я осязаю млечность? И Батюшкова мне противна спесь: "который час?" - Его спросили здесь, А он ответил любопытным: "вечность". Осип Мандельштам
ВИКТОР ГЮГО   26 февраля 1802 - 22 мая 1885г. Французский писатель, одна из главных фигур французского романтизма. Член Французской академии. "ЗА БАРИКАДАМИ, НА УЛИЦЕ ПУСТОЙ..."
За баррикадами, на улице пустой, Омытой кровью жертв, и грешной и святой, Был схвачен мальчуган одиннадцатилетний. — Ты тоже коммунар? — Да, сударь, не последний! — Что ж! — капитан решил. — Конец для всех — расстрел. Жди, очередь дойдет! — И мальчуган смотрел На вспышки выстрелов, на смерть борцов и братьев. Внезапно он сказал, отваги не утратив: — Позвольте матери часы мне отнести! — Сбежишь? — Нет, возвращусь! — Ага, как ни верти, Ты струсил, оголец! Где дом твой? — У фонтана. — И воз
ЛИТЕРАТУРА.  XXI век.  МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА.
added today at 06:42
"РЕБЕНОК ИДЕТ БОСИКОМ ПО ТРОПИНКЕ..."
Под сердцем травы тяжелеют росинки, Ребёнок идёт босиком по тропинке, Несёт землянику в открытой корзинке, А я на него из окошка смотрю, Как будто в корзинке несёт он зарю. Когда бы ко мне побежала тропинка, Когда бы в руке закачалась корзинка, Не стал бы глядеть я на дом под горой, Не стал бы завидовать доле другой, Не стал бы совсем возвращаться домой.               Арсений Тарковский (1933)
ФЁДОР АБРАМОВ - 100. 29 февраля исполняется 100 лет со дня рождения русского советского писателя, литературоведа, публициста, яркого представителя так называемой «деревенской прозы» Федора Александровича Абрамова. Сотрудники севастопольской библиотеки-филиала №10 им. А.И.Куприна посвятили этой знаменательной дате литературный слайд-портрет «Не живет земля без праведников». Мероприятие состоялось в социально-реабилитационном отделении №2 для пенсионеров и инвалидов ЦСО Центрального района г. С
Афанасий Фет Как трудно повторять живую красоту Твоих воздушных очертаний; Где силы у меня схватить их на лету Средь непрестанных колебаний? Когда из-под ресниц пушистых на меня Блеснут глаза с просветом ласки, Где кистью трепетной я наберу огня? Где я возьму небесной краски? В усердных поисках всё кажется: вот-вот Приемлет тайна лик знакомый, – Но сердца бедного кончается полёт Одной бессильною истомой.    26 февраля 1888
Светлана Кекова Под созвездием Стрельца Стихи * * * У каждого свой крест и ключ от двери потайной. Луна выходит из-за туч и видит мир иной. Ей ночью не дано уснуть, на облако прилечь. У каждого свой крестный путь, свой страх, свой плач, свой меч. И нет таких надёжных средств, чтобы увидеть вдруг, как рой таинственных существ твой хлеб берёт из рук. Увы – не виден этот рой, хотя душа цела… А там, внизу, в земле сырой, нагие спят тела. Но как им хлеба ни кроши и как вина
Игорь Иртеньев ИРОНИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ!!! Стихотворения * * * Когда шальные грозы Гремят над головой, Вопрос гражданской позы Встает как таковой. Куда поэту деться В разгар борьбы со злом? Уже не отсидеться За письменным столом, Уже не отлежаться Тебе лицом к стене. Пришла пора сражаться, Вставай, твой дом в огне. Блаженная нирвана Сегодня не в чести, Пора слезать с дивана И под кровать ползти. * * * Я эстет, меломан, галломан и гурман, Плюс поэзии тонкий з
АЛЕКСАНДР ГОРОДНИЦКИЙ Народ и толпа Не спорьте со стихиею слепой, — Обманчива коварная природа. Когда народ становится толпой, В нем мало остается от народа. И горестных времен круговорот Рождает снова бешенство тупое, И в ужасе безмолвствует народ, Увидев сотворенное толпою. Там факельные дымные огни И злобой перекошенные лица. Толпа орет: «Распни его, распни!», Чтобы народу плакать и молиться. Нащупав указующую нить, Покончивший со злом бесповоротно, Он будет храмы к небу возносить И создав
АЛЕКСАНДР КУШНЕР * * * Поделюсь с тобой на`житым опытом: Утро жаль начинать с новостей. Лучше лиственным плеском и шепотом Загрузить его, блеском лучей. Даже зимняя мрачность и строгости, Белогривые вихри и лед Добродушней и мягче, чем новости. Не спеши: Интернет подождет. Новостей не бывает желательных, Утешительных, им не до нас. Днем спокойней прочтешь по касательной Их жестокий и страшный рассказ.
ЛАРИСА МИЛЛЕР Лариса Миллер — поэт, прозаик, эссеист, родилась и живёт в Москве, окончила в 1962 г. Институт иностранных языков, преподаёт английский, а также с 1980 года женскую музыкальную гимнастику по системе русской танцовщицы Людмилы Николаевны Алексеевой, член Союза Российских писателей (с 1979 г.) и Русского ПЕН-центра (с 1992 г.), автор 9 книг: трёх стихотворных сборников и шести книг стихов и прозы.                   *** Одинокий лист безродный Проплывал по глади вод
Александр Казинцев Как сорок лет тому назад Александр Казинцев — поэт, публицист. Родился в 1953 году в Москве. В 1977 г. окончил факультет журналистики МГУ, а в 1981 г. — аспирантуру. Почти сорок лет работает в журнале «Наш современник» (заместитель главного редактора). Автор множества публикаций в журналах «Вопросы литературы», «Наш современник», «Октябрь», газете «Завтра», «Литературной газете», «Литературной России». Автор книг «Симулякр, или Cтекольное царство», «Новые политические м
Show more
Несгоревшая рукопись Мастера... Великий роман Булгакова дошел до нас лишь благодаря стечению удивительных обстоятельств
 Булгаков и его жена Елена Сергеевна 13 февраля 1940 года, 80 лет назад, Булгаков внес последние правки в «Мастера и Маргариту». Ему оставалось жить 25 дней — с мучительными болями, слепому. До нас дошли его слова, с которыми он передавал рукопись Елене Сергеевне Булгаковой: «…чтобы помнили!» Жену Булгаков узнавал по шагам, лица друзей ощупывал руками. Даже простыни причиняли ему боль, и он лежал на кровати голый, в одной набедренной повязке. Так писатель завершал свой крестный путь. Один из его друзей, режиссер и сценарист Ермолинский, позже вспоминал, что перед самым концом Булгаков спросил: — Похож я на Христа? Сын профессора Киевской духовной академии был воспитан в вере, отошел от нее во время учебы на медицинском факультете и вернулся если не к религии, то к Христу, когда единственно возможной, официально признанной верой стал атеизм. «Правда ли, что умер товарищ Булгаков?»
Недавно были изданы черновики «Мастера и Маргариты» — увесистый двухтомник. Это захватывающее чтение — видно, как с 1928-го по 1940-й менялся авторский замысел, как становилась иной изображенная в романе Москва, какие превращения происходили с Воландом. В написанном в 1930 году письме правительству Булгаков назвал сожженные черновики «романом о дьяволе» — тогда для него главным был он, а не Мастер. С этого письма и с последовавшего за ним сталинского звонка, с телефонного разговора, изменившего к лучшему судьбу загнанного, затравленного советской критикой, потерявшего возможность печататься и видеть свои пьесы на сцене Булгакова, начался долгий заочный диалог писателя и диктатора. Сталин несколько раз смотрел поставленные Художественным театром «Дни Турбиных». Ему понравилась вышедшая в Театре Вахтангова «Зойкина квартира». И его не разъярила дерзкая откровенность письма, где писатель говорил о «глубоком скептицизме в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране«, о своих «великих усилиях встать бесстрастно над красными и белыми». Видимо, Сталину действительно нравилось то, что писал Булгаков — на встрече с писателями, дружно требовавшими крови писателя, Сталин его защищал. И следил за его судьбой. На этот счет нужно отнести и то, что умирающего проведал всесильный глава Союза писателей Фадеев, и выделенную ему союзом крупную материальную помощь, и путевку в правительственный санаторий «Барвиха». И наконец, посмертный звонок из Кремля: — …Правда ли, что умер товарищ Булгаков? «Я стала ведьмой от горя и бедствий…»
«Мастер и Маргарита», спектакль театра «Арбат» (Мастер — Владимир Филатов; Маргарита — Радмила Щеголева). Автор: Schekinov Alexey Victorovich Изначально должны были сгореть не только ресторан дома Грибоедова, Торгсин, дом 302 бис и жилье застройщика Алоизия Могарыча. В черновиках романа больше насильственных смертей и куда больше пожаров — дьявол посетил Москву, как два библейских ангела Содом и Гоморру, чтобы покарать грешный город. Это вполне отражало то, как Михаил Афанасьевич Булгаков относился к советской действительности, но со временем текст менялся. Проще всего объяснить это тем, что к концу 1930-х годов Булгакова снова обложили со всех сторон, как загнанного охотниками волка. Шедший с огромным успехом «Мольер» был разгромлен критикой и снят, бичующие Булгакова обличительные письма публиковались за подписями его добрых друзей, коллег по Художественному театру. Он ушел из МХАТа в Большой театр, но по написанным им либретто не были поставлены спектакли. Свой роман Булгаков изначально писал «в стол», без надежды на публикацию — но в их единственном телефонном разговоре Сталин сказал, что им надо встретиться и поговорить. Это давало надежду: роман можно было представить на самый верх, его могли напечатать. С сегодняшней точки зрения при том, что мы знаем о Сталине и 1930-х годах, надежда была безумной, но кроме нее не оставалось ничего. Текст правился, грязная и неуютная, опасная Москва становилась чище, ухоженнее, светлее. Это совпадало с идеальным образом новой Москвы Сталина и Кагановича, города широких улиц, огромных площадей и монументальных домов, «порта семи морей». Зловещей фантасмагории от этого только прибавлялось. Много писали о том, что в романе Булгаков разделался со своими гонителями. Осафом Литовским, выведенным под именем критика О. Латунского. Некогда всемогущим партийным боссом Авелем Енукидзе, среди прочего курировавшим Большой театр и МХАТ (председатель акустической комиссии московских театров Аркадий Аполлонович Семплеяров). И даже с Николаем Ивановичем Бухариным (чрезвычайно похожий на того внешне «нижний жилец Николай Иванович»), которого он превратил в летающего борова. А Сталин со временем все очевиднее проецировался на Воланда, владыку темных сил, который мог сделать и добро. Булгаков читал отрывки из романа друзьям, те пугались — издать такую книгу невозможно, она опасна! Но «роман о дьяволе» был секретом Полишинеля: рукопись перепечатывала сестра Елены Сергеевны, Ольга Бокшанская, секретарь дирекции МХАТа и личный секретарь Немировича-Данченко. Ее муж, артист Художественного театра Евгений Калужский, был сексотом НКВД — впрочем, его доносы на деверя были по-родственному доброжелательными. Но на НКВД работали и другие люди из булгаковского окружения, их было много. Явным стукачом был переводчик Эммануил Жуховицкий, с НКВД сотрудничала замечательная актриса Ангелина Степанова — исследовательница творчества Булгакова Мариэтта Чудакова называет ее «известной всей театральной Москве осведомительницей». По мнению Чудаковой, НКВД была завербована и сама Елена Сергеевна Булгакова, прежде входившая в ближайшее окружение расстрелянного маршала Тухачевского, имевшая с ним роман и родившая от него сына. Мариэтта Чудакова считает, что Булгаков знал о ее работе на советскую тайную полицию — отсюда и фраза Маргариты «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня». Если это так, то ситуация вдвойне трагична: Елена Сергеевна рассказывала куратору из НКВД об их визитах в посольство США — но что же она говорила ему о муже? О том, кто был прообразом Мастера, спорят — скорее всего, это сам Булгаков, а возможно, и не раз арестовывавшийся, погибший в лагере Мандельштам. (Во время телефонного разговора с Пастернаком Сталин спрашивал, «Мастер» ли тот, и Булгаков должен был об этом знать.) Но Маргарита — конечно же, Елена Сергеевна. Ее самопожертвование было велико: еще в 1932-м Булгаков сказал ей: «Имей в виду, я буду очень тяжело умирать, дай мне клятву, что ты не отдашь меня в больницу и я умру у тебя на руках». Он знал о хронической болезни своего отца, ждал ее и для себя, и тоже умер от почечной недостаточности. Елена Сергеевна сдержала слово. Как Маргарита спасла роман «Рукописи не горят» — эта булгаковская фраза стала общим местом. На самом же деле рукописи легко превращаются в прах, но «Мастера и Маргариту» спасла Елена Сергеевна. Она вычитывала и правила, она пробивала роман, и это было то же, что биться о стену. А после публикации в журнале «Москва» в 1966 году, когда был опубликован сильно сокращенный цензурой текст, неожиданно для всех появился великий писатель. К этому времени о Булгакове почти забыли.
Александр Стоянов и Константин Пожарницкий, балет «Мастер и Маргарита». Автор: Enzonieri Потом пришло время легенд, наподобие той, что придумал журналист Владимир Невельский. Он-де пришел на могилу Булгакова первым, после первой публикации «Мастера…», встретил подстерегавшую именно такого человека Елену Сергеевну и по завещанию Булгакова получил половину гонорара… Роман быстро обрастал мифами и сам превращался в миф, расходился на цитаты. Рукопись не сгорела — благодаря преданности Маргариты, случаю и прихоти Сатаны.  «Российская газета»Алексей Филиппов
Виктор Ковылин
14 Feb
  • 1
Антонида Назарова
14 Feb
Готова бесконечно долго читать произведения Булгакова и смотреть замечательные фильмы, особенно "Мастера и Маргариту".
  • 4
Елена Тарасова  (Иванова)
15 Feb
Роман "Мастер и Маргарита" постоянно перечитываю! Но фильм ни разу не смотрела и смотреть не буду. Толстый Басилашвили в роли Воланда... толстый Галкин в роли, почти мальчика,  поэта Бездомного... (md)  Да и Вертинская не тянет на роль Маргариты, не говоря уже о Ковальчук...(H)
  • 0
АЛЕКСАНДРА ФЕНИКС ( ПИСАТЕЛЬ)
15 Feb
(ch)  Интересная инфо. У меня тоже было нечто подобное, когда написала первый роман, а потом вдруг поняла, что не стоит его издавать) И переписала заново, добавив таких персонажей, которых не было и в помине. Жажда творчества способна творить чудеса! Булгаков - гений!#u9b079b0736s#
  • 0
АЛЕКСАНДРА ФЕНИКС ( ПИСАТЕЛЬ)
15 Feb
(ch)Вам нравится именно творения мастера или мистика?
  • 0
Марина Романова
15 Feb
Несколько раз начинала читать «Мастер и Маргарита» так и не дочитала . Ну не могу! Хотя другие его произведения читала и очень нравятся .
  • 1
ЮРИЙ ЛИХАЧЁВ
15 Feb
ЮРИЙ ЛИХАЧЁВ replied to Марина
Значит не время...
  • 2
АЛЕКСАНДРА ФЕНИКС ( ПИСАТЕЛЬ)
15 Feb
(ch)У Моэма прочла практически всё, нравится только "Театр". У каждого человека своя книга есть. Любимая! Так и с Булгаковым... "Мастер и Маргарита" - сложное произведение. Читала трижды. Первый раз перепечатанную рукопись - книгу было не найти) Если честно, сложно читать. Часть про Воланда и людей мне нравится, про другое - нет. У меня своё видение, как у писателя и читателя одновременно. Возможно, это просто не Ваша книга, попробуйте перечитать лет через 10🌹 ☕
  • 2
Марина Романова
16 Feb
Марина Романова replied to АЛЕКСАНДРА
Пробовала и в 20 , и в 35,и в 45 - нет , наверно не мое . А у Моэма неожиданным для меня оказался рассказ «Непокоренная». После восторга от «Театра» как то приземлил😄
  • 0
Log in or sign up to add a comment