
Избушка на курьих ножках — один из самых узнаваемых образов в русских сказках.
Это своеобразная «погранзастава» между обычным миром и потусторонним, в ней живет загадочная Яга, ее невозможно никак обойти и объехать.
Но почему все-таки резиденция лесной колдуньи стоит на «курьих ножках»?

Версия №1. Дом имеет черты тотемного животного (птицы)
Владимир Пропп в книге «Исторические корни волшебной сказки» приводит примеры из жизни племени, живущего на острове близ Индонезии, где посвящение во взрослую жизнь проводилось в хижине, вход в которую именовался «пастью акулы». То есть, чтобы пройти посвящение, нужно быть условно съеденным акулой (в другом племени — крокодилом, и т.п.).
Получается, хижина=тотемное животное. Со временем у избушки остались только отдельные атрибуты животного, а именно ножки.
В русской версии обряда дом уже не «ест» никого самостоятельно, но у хозяйки избушки Яги определенные гастрономические пристрастия все же остаются.

Версия № 2. Не куриные ножки, а «курные»
По второй версии, ни курицы, ни тотемные животные тут ни при чем. В конце концов, почему тогда избушке не «приделали» какие-нибудь более солидные ноги — медвежьи или волчьи?
Как мы знаем, избушка в лесу, поставленная на опору — это еще и распространенный в древности вариант усыпальницы. Прах помещался в избушку «без окон без дверей», а ножки были «курные», то есть окуренные дымом. Со временем древний погребальный обряд забылся, а «курные» ножки превратились в куриные.
Нет комментариев